1 ВЫБОР ТИПА И ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Двигатели можно подразделить по следующим основным признакам. [1,2]
1) По способу осуществления рабочего цикла:
а) четырёхтактные, у которых цикл осуществляется за четыре хода поршня;
б) двухтактные, у которых цикл осуществляется за два хода поршня.
2) По способу действия:
а) простого действия, у которых рабочий цикл осуществляется в одной только верхней полости цилиндра;
б) двойного действия, у которых цикл осуществляется в двух полостях цилиндра – в верхней и нижней;
в) с противоположно движущимися поршнями, которые являются по существу двумя двухтактными дизелями простого действия с общей камерой сгорания.
3) По роду рабочего цикла:
а) с подводом теплоты при почти постоянном объёме – двигатели с низкой степенью сжатия и принудительным зажиганием;
б) с подводом теплоты при почти постоянном давлении – двигатели с высокой степенью сжатия, воздушным распыливанием топлива и самовоспламенением;
в) система охлаждения смешанным подводом теплоты сначала при постоянном объёме, а затем при постоянном давлении – все современные дизели с высокой степенью сжатия, механическим распыливанием топлива и самовоспламенением.
4) По роду применяемого топлива:
а) работающие на лёгком жидком топливе;
б) работающие на газообразном топливе;
в) газожидкостные;
г) многотопливные двигатели, приспособленные для работы на широком ассортименте топлив.
5) По способу наполнения рабочего цилиндра:
а) без наддува, у которых наполнение рабочей смесью обеспечивается перемещением поршня;
б) с наддувом, у которых рабочая смесь подаётся в цилиндр при повышенном давлении из особого продувочно-наддувочного агрегата.
6) По способу смесеобразования:
а) с внутренним смесеобразованием, у которых рабочая смесь воздуха и распыленного топлива образуется внутри цилиндра;
б) с внешним смесеобразованием, у которых горючая смесь из воздуха и паров лёгкого топлива образуется вне рабочего цилиндра.
7) По конфигурации камеры сгорания:
а) с неразделёнными однополостными камерами сгорания;
б) с полуразделёнными камерами сгорания;
в) с разделёнными камерами сгорания с двумя или более полостями.
8) По способу воспламенения топлива:
а) с самовоспламенением топлива;
б) с принудительным зажиганием, у которых горючая газовая смесь поджигается за счёт самовоспламенения небольшого количества жидкого распыленного запального топлива, впрыскиваемого в цилиндр.
9) По конструктивному выполнению:
а) тронковые, у которых в качестве направляющей поршня используется тронковая часть поршня;
б) крейцкопфные, у которых в качестве направляющей поршня служит ползун, перемещающийся по параллелям.
10) По реверсивности:
а) нереверсивные, имеющие одно постоянное направление вращения;
б) реверсивные, у которых перемена направления вращения осуществляется реверсивным механизмом.
11) По частоте вращения:
а) малооборотные, у которых частота вращения 100 – 350 мин-1;
б) среднеоборотные, у которых частота вращения 350 – 750 мин-1;
в) высокооборотные, у которых частота вращения 750 – 3000 мин-1.
12) По назначению:
а) стационарные – применяются в промышленности и сельском хозяйстве в качестве привода различных стационарных установок – генераторов электрического тока, компрессоров, насосов и т. д.;
б) судовые дизели – используются в морском и речном флоте в качестве главных, работающих на гребной винт непосредственно или через какую-либо передачу;
в) тепловозные дизели – устанавливаются на магистральных тепловозах, мощных манёвровых тепловозах и т. д.;
г) транспортные дизели – применяются на передвижных электростанциях, автомобилях, тракторах и т. д.
Кроме того, для каждого типа двигателя установлены оптимальные значения основных параметров, таких как эффективная мощность, частота вращения коленчатого вала, степень сжатия и др. Приведём значения этих величин, выбираемые для тракторных двигателей.
Мощность, снимаемая с коленчатого вала двигателя, NЕ., для двигателей специального назначения чаще всего лежит в пределах 200…880 кВт. Мощность проектируемого двигателя составляет 220 кВт.
Средняя за ход скорость поршня СМ. = 5,8…12 м/с. Средняя скорость поршня проектируемого двигателя СМ. = 10,4 м/с.
Частота вращения коленчатого вала двигателя n = 1000…3000 мин-1. Для проектируемого двигателя n = 2600 мин-1.
Среднее эффективное давление рЕ. = 0,65…1,3 МПа. Для проектируемого двигателя рЕ. = 1,25 МПа.
Удельный эффективный расход топлива gЕ. = 210…245 г/кВт∙ч. Для проектируемого двигателя gЕ. = 241 г/кВт∙ч.
Степень сжатия ε = 13…24. Для проектируемого двигателя ε = 23,9.
Максимальное давление газов в цилиндре рz = 4…14 МПа. Для проектируемого двигателя рz = 12 МПа.
Литровая мощность двигателя NЛ. = 9…60 кВт/л. Литровая мощность проектируемого двигателя составляет NЛ. = 27 кВт/л.
Основные требования, предъявляемые к двигателям боевых машин:
1) возможно малые вес и габариты при достаточной жёсткости конструкции;
2) высокая экономичность по расходу топлива и масла при переменном скоростном и нагрузочном режимах;
3) хорошая приёмистость;
4) надёжный пуск и работа при значительных колебаниях температуры окружающей среды;
5) надёжное охлаждение двигателя;
6) хорошая фильтрация воздуха, топлива и масла;
7) обеспечение длительной работы двигателя с нагрузкой, близкой к номинальной.
На основании всего вышеперечисленного проектируемый двигатель можно охарактеризовать как трехцилиндровый двухтактный дизель с наддувом со встречно движущимися поршнями, предназначенный для установки на спецтехнику – колесную боевую машину. По значениям основных конструктивных и режимных параметров он занимает промежуточное положение среди современных двигателей такого типа. Однако наряду с этим в нём удалось добиться довольно высоких значений таких параметров как частота вращения коленчатого вала, среднее эффективное давление, максимальное давление в цилиндре, удельный эффективный расход топлива.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.