3. Железобетон. Свойства. Коррозия железобетона. Защитный слой бетона. Расстояние между арматурой.
Ж/б— это комплексный материал, удачно сочетающий два разнородных материала— сталь и бетон. Бетон хорошо сопротивляется сжатию и хуже в10-20 раз сопротивляется растяжению. Совместное сопротивление бетона и арматуры внешним нагрузкам обусловлено выгодным сочетанием физико-механических свойств этих материалов:
1) При твердении бетона возникают значительные силы сцепления бетона и арматуры,
и эти силы обеспечивают совместную деформацию под нагрузками.
От сцепления будет зависеть прочность самой конструкции. Надежное сцепление обеспечивается: зацеплением за бетон выступов и неровностей арматуры; силами трения, возникающими на поверхности арматуры от усадки бетона; склеиванием поверхности арматуры бетона. 2) Бетон и сталь обладают близкими коэффициентами температурной деформации , Поэтому в обычных условиях (-20до +50)эксплуатационные качества конструкции не снижаются. 3) Усадка бетона в ж/б. Арматура препятствует свободной усадке бетона при твердении. При высоком содержании арматуры в бетоне могут возникать усадочные трещины. 4) Ползучесть бетона в ж/б конструкциях. Арматура препятствует свободной деформации ползучести в бетон. Происходит перераспределение напряжений между арматурой и бетоном. В гибких сжатых элементах ползучесть вызывает увеличение начальных эксцентриситетов и снижение несущей способности. В изгибаемых элементах ползучесть приводит к увеличению прогиба. 5) Бетон защищает арматуру от коррозии, высоких температур и механических повреждений.
Коррозия ж/б. Коррозия— это разрушение ж/б конструкций с течением времени под воздействием агрессивной среды. Коррозия арматуры в ж/б конструкциях может быть вызвана недостаточным содержанием цемента или наличием в нем вредных добавок, недостаточной толщиной защитного слоя бетона и чрезмерным раскрытием трещин .
Защитный слой бетона.Он защищает арматуру. Для продольной рабочей арматуры как напрягаемой так и ненапрягаемой толщина защитного слоя должна быть не менее:в плитах и стенках толщиной: <100 мм— 10 мм, 100 мм— 15 мм.; в балках и ребрах высотой: <250 мм— 15 мм, 250 мм— 20 мм.; в колоннах—20 мм;в фундаментных балках— 30 мм;
Если сетки или каркасы укладываются в опалубочную форму, то их концы должны отстоять от края элемента при разделе элемента до 10 м— на 10мм, до 12 м длинной— на 15 мм и свыше 12м длиной— на 20 мм.
Минимальное расстояние между стержнями арматуры.
Расстояние в свету между отдельными стержнями продольной арматуры, а также между продольными стержнями плоских сварных каркасов должны приниматься не менее наибольшего диаметра стержней, а также:
1) Если стержни при бетонировании занимают горизонтальное положение—25 мм для нижней арматуры и не менее 30 мм для верхней. При расположении нижней арматуры более чем в 2 ряда по высоте расстояние между стержнями в горизонтальном направлении кроме стержней двух нижних рядов должно быть не менее 50 мм.
2) Если стержни при бетонировании занимают верное положение—не менее 50 мм. В стесненных условиях допускается располагать стержни попарно без зазора между ними.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.