Обработка глобоидных червяков и червячных колес, страница 6

108,907 мм — радиус по впа­дине по оси симметрии колеса

 =150 мм — межосевое номиналь­ное расстояние

 угол наклона резцов в начале резания (при  увеличенном )

угол наклона резцов в конце резания (при номинальном  )

126 мм — радиус наружный колеса

О — начальное положение оправки,

Ок — конечное положение оправки,

2АВ = 80,77 мм — расстояние меж­ду концами резцов

из ОАВ   ОВ = 101,145мм

150— 101,145=48,855 мм .

sm an == 0,3408,

= 19°55'33”,    tg=

OE = 119,352 мм,

=28°30'50",

За один оборот оправки колесо по­вернется на 1/31 оборота или на

= 25,538 мм при дуге наружного диаметра. За угол поворота =8°3517" колесо повернется на угол 16'57” или на величину

= 0,62  мм по дуге наружного диаметра. Следовательно, при нарезании колеса радиальной пода­чей зуб колеса будет срезан на величину =0,62 мм с каждой стороны и по мере врезания величина среза будет уменьшаться. Теоретически правиль­ную геометрическую форму боковой поверхности зуба колеса можно получигь только при обработке его шевером,   однако наиболее распространенным методом чистового нарезания яв­ляется метод нарезания зуба колес двумя резцами, режущие кромки которых при своем продолжении касательны к профильной окружности.

Допускается чистовое нарезание зуба двумя  резцами у однозаходных пере­дач с числом зубьев колеса не менее 30 и у крупногабаритных миогозаходных передач с числом зубьев не менее 60, в других случаях на оправку необхо­димо  установить  большее  количество резцов. На  рис. 8 условно  показана боковая  поверхность зуба  колеса,   образованного двумя   резцами на который заштрихован не срезанный лишний  слои   металла   по  сравнению с правильной формой боковой поверхности,  этот слой весьма не значителен и   может быть  устранен   приработкой пары .

Рис 8. Лишний   слой   металла на

профиль зуба обработанного двумя   летучими резцами.

Как при черновом, так и при чистовом нарезании зуба оправка, несущая резцы, должна быть точно установлена относительно оси колеса и по высоте, а для чистового нарезания и по межосевому расстоянию. Чистовое нарезание зуба колеса должно производиться при постоянном межосевом рас стоянии за счет окружной подачи колеса — добавочного вращения колеса при помощи дифференциала поочередно в обе стороны. Настройка гитары деле­ния производится по формуле табл. 1.

Окружная подача подсчитывается на один oбоpoт  колеса

,

 где - передаточное oтношение гитары подач,

- передаточное отношение коробки подач,

- передаточное отношение гитары деле­ния,

- передаточное отношение дифференциала,

- передаточ­ное отношение гитары дифференциала,

с — передаточное отношение постоян­ных зацеплений от ведомого валика гигары  деления до дифференциала.

 Установка по высоте производится при помощи штангена высоты. Для удобства установки оправки по меж­осевому размеру и относительно оси колеса установочные шейки и размер от базового торца до центра глобоида на оправке должны иметь такие же размеры, как и на червяке для возмож­ности использования установочных шаблонов от червяка. Разница в установке оправки для чернового и чисто­вого нарезания заключается только в точности установки. Установку оправки по центру колеса можно кор­ректировать и по пятну контакта ко­леса в зацеплении с точно изготовлен­ным эталонным червяком на точно вы­веренных монтажных размерах. Воз­можные расположения пятна контакта по зубу колеса показаны в табл. 3

Табл. 3. Возможные положения пятна контакта колес при зацеплении с эталонным черняком и причина смещения

Эскизы

Расположение пятна контакта

Причина смещения пятна и метод устранения

У ножки зуба с обеих сторон

Резцы установлены касательно к окружности большей, чем профильная. Проверять установку резцов.

На головке зуба с обеих сторон

Резцы установлены касательно к окружности меньшей, чем профильная. Проверять установку резцов.

На головке зуба с одной стороны и у ножки зуба с другой стороны

Оправка смещена с оси колеса. Сместить резцовую оправку с резцами вдоль всей оси в сторону резца, образующего поверхность с контактом на головке зуба

По высоте всего зуба колеса

Неисправностей нет. Пятно контакта правильное (ширина пятна контакта в 2-3 мм на зубе может быть увеличена приработкой в паре)