X - медианы цветового предпочтения испытуемого (метод балльных оценок);
Y -шкальные значения цветов (метод парных сравнений).
Присвоение рангов шкальным значениям цветов проводится так же как в лаб. раб. №1 Для этого располагаем шкальные оценки в возрастающий ряд и в возрастающем порядке каждому данному присваиваем свой ранг. Равным значениям шкальных оценок присваиваем средний ранг.
Показатель |
Порядковая шкала балльных оценок цветов испытуемого |
||||||||||
Чёрный |
Красный |
Алый |
Тёмно-серый |
Тёмно-синий |
Синий |
Коричневатый |
Ярко-зелёный |
Жёлтый |
Светло-сиреневый |
Бирюзовый |
|
Медиана (Me) |
-3,29 |
-3,29 |
-3,22 |
-2,41 |
-1,39 |
-0,95 |
-0,44 |
1,9 |
4,24 |
4,75 |
5,12 |
Промежуточное значение ранга |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Ранг |
1,5 |
1,5 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Рассчитанные значения рангов заносим в табл. коэффициент корреляции рангов Спирмена ( rs):
rs=1-6*77,75/113-11=0,65
Проверка коэффициента корреляции рангов Спирмена rs на достоверность проводится в соответствии с разделом 8 лаб. раб. №1.
rs= +0,65; P< 0,95; недостоверно.
Таким образом, оценки приятности цветов, произведённые испытуемым методом балльных оценок и методом парных сравнений, обладают недостоверной положительной корреляцией.
8. ГРАФИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ И ИНТЕРВАЛЬНЫХ ШКАЛ, ПОЛУЧЕННЫХ МЕТОДОМ БАЛЛЬНЫХ ОЦЕНОК И ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ
Для сравнения порядковой и интервальной шкал используются данные, полученные испытуемым при балльной оценке цветов (лаб. раб. №1) и данные, полученные испытуемым при оценке цветов полученных методом парных сравнений в настоящей работе.
Шкалы индивидуальных цветовых предпочтений:
а - порядковая шкала, полученная методом балльных оценок;
б - интервальная шкала, полученная методом парных сравнений
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
По результатам работы можно сделать вывод о том, что коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs) недостоверен, так как rs= +0,65; P< 0,95; поэтому вывод о закономерности цветовых предпочтений испытуемого и группы делать невозможно. Такой недостоверный результат можно объяснить действием как внешних (фоновой шум), так и внутренних (усталость, плохое самочувствие испытуемого) причин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вудвордс Р. Экспериментальная психология. - М.: Иностранная литература, 1950.
2. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б.. Измерение в психологии. М.: Смысл, 1998.
3. Хрестоматия по психологии. Выпуск 3. Субъект познания/ Под ред. В.В. Петухова. М.: Российское психологическое общество, 1998.
4. Экспериментальная психология, вып. 1, 1.1 Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.:
Прогресс, 1966.
5. Экспериментальная психология, Ч. 1./ Под ред. С.С. Стивенса. М.: Иностранная литература, 1960.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.