ВВЕДЕНИЕ
Теория резания в комплексе изучаемых дисциплин является первой профилирующей дисциплиной и представляет собой своеобразный мост, соединяющий общетеоретическую подготовку со специальной подготовкой инженеров-механиков. Это и определяет её важность в деле подготовки специалистов, связанных в своей практической деятельности с металлообработкой, т. е. технологов и конструкторов различных отраслей машиностроения.
От успешного освоения всех важнейших вопросов и понятий курса теории резания зависит восприятие студентами специальных знаний в процессе изучения ими последующих профилирующих дисциплин, что особенно важно в условиях самостоятельной подготовки. В связи с тем, что преподавание курса теории резания в Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого имеет свою специфику, приступая к изучению курса, необходимо внимательно проработать следующий раздел.
1. ОСОБЕННОСТИСАМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯКУРСА
Курс теории резания изучается студентами по следующим этапам:
- самостоятельное изучение курса по рекомендованным источникам литературы и программе;
- прослушивание лекций в условиях кафедры в установленный период;
- выполнение цикла лабораторных работ по курсу в лаборатории кафедры в установленный период;
- выполнение в домашних условиях контрольной работы в составе двух заданий по курсу со сдачей их на проверку в установленные сроки (для заочников);
сдача зачёта по лабораторному практикуму на кафедре в установленный срок;
- сдача и защита контрольных заданий (для заочников);
- сдача экзамена по курсу.
Как видно из приведённых этапов, в основе всего учебного процесса лежит самостоятельное изучение курса. Поэтому остановимся более подробно на всех особенностях учебного процесса, связанных с самостоятельной работой по изучению этой дисциплины.
Курс теории резания в Гомельском техническом университете имени П.О. Сухого излагается на базе разработанных в СССР с участием автора трёх государственных стандартов на понятия, термины и определения в области металлообработки (эти ГОСТы приведены в списке рекомендованной литературы).
Указанные государственные стандарты внедрены в СССР в 1984 году, а их материалы постепенно проникают в учебники и учебные пособия по курсу теории резания. Однако в этих книгах недостаточно понятно и точно отражено содержание упомянутых стандартов. Этот пробел и ликвидирует используемый на кафедре методический принцип изложения курса теории резания.
Суть этого принципа состоит в том, что весь материал курса теории резания излагается как комплекс общих, чётких и взаимосвязанных понятий, свойственных в равной степени любой возможной разновидности обработки резанием с любой возможной формой режущего инструмента. Эти понятия в ходе изложения материала с целью его закрепления частично показываются (иллюстрируются) на примерах отдельных известных разновидностей обработки резанием (например, обтачивания, сверления, фрезерования и др.). По этому принципу написаны все методические указания автора, строится курс лекций, организуется весь учебный процесс. В этом заключается первая составная часть учебного процесса по теории резания, которую можно было бы назвать общетеоретической частью. Такая общетеоретическая часть имеется в каждом из разделов и подразделов курса.
Второй составной частью учебного процесса по теории резания, которой можно было бы дать название конкретно-прикладной части, является практическое применение студентами комплекса изученных в первой части общих теоретических понятий процесса резания на любых конкретных разновидностях обработки резанием и режущего инструмента, в том числе и на таких разновидностях, которые студенты, возможно, видят впервые. Вторая часть студентами осваивается самостоятельно в ходе вдумчивого анализа системы понятий применительно к рассматриваемой разновидности обработки резанием. Этой же цели служат выдаваемые студентам задания, содержание которых изложено в других методических указаниях.
Таким образом, учебный процесс по теории резания имеет в какой-то степени исследовательский характер. Сначала нужно изучить систему понятий того или иного очередного раздела курса и хорошо понять её на приводимых в курсе примерах. Затем необходимо перебрать (самостоятельно) большое количество примеров конкретных разновидностей обработки резанием и рассмотреть на них все изученные понятия. Только после этого можно будет переходить к изучению очередного раздела курса. Поверхностное изучение или тем более простое чтение материала по источникам без активной самостоятельной творческой работы по анализу и применению изученных понятий на примерах почти никакого результата в освоении курса не даст.
Поскольку при такой системе обучения имеются определённые трудности, связанные с отсутствием в соответствующих учебниках по курсу некоторых материалов упомянутых стандартов, в данных методических указаниях приведён полный комплекс разработанных автором понятий обработки резанием (базовая терминология) с указанием порядкового номера данного понятия в системе понятий курса, имени термина, буквенного обозначения, а также краткого и точного определения этого понятия (см. следующий раздел). Эта базовая терминология является главным источником изучения материала по теории резания. Для быстрого поиска определения нужного понятия в конце данных методических указаний приведён алфавитный список терминов с их номерами в разделе 2 «Базовая терминология теории резания». Поиск нужного термина следует производить по имени существительному в составе термина (в именительном падеже
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.