Министерство образования
Республики Беларусь
Учреждение образования
Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого
Кафедра «Детали машин»
Лабораторная работа №4
«Изучение типовых конструкций подшипниковых узлов»
Выполнил: студент группы Т-31
Корако Д.Т.
Принял: преподаватель
Ковалева Н.В.
Гомель 2002
“Изучение типовых конструкций подшипниковых узлов”
Цель работы: 1. ознакомление с конструкциями подшипниковых узлов редукторов различного типа;
2. изучение способов установки, регулировки и смазки подшипников;
3. изучение конструкций уплотнителей подшипниковых узлов.
Общие сведения.
Подшипниковые узлы – опорные узлы редукторов и других механизмов, состоящие из опорных частей корпусов и валов, подшипников и деталей их крепления, уплотнителей, крышек и стаканов.
Подшипниковые узлы должны обладать: необходимыми прочностью и жесткостью, простотой и технологичностью конструкции, надежной фиксацией вала и возможностью регулировки осевых зазоров в подшипниках, возможностью предотвращения заклинивания при температурах деформации, совершенной системой смазки.
В редукторах с прямозубыми колесами отсутствуют осевые усилия в зацеплениях. Однако возможны толчки случайного характера в осевом направлении, поэтому в одной из опор подшипник фиксируется по внутреннему и наружному кольцам (рис. 1, 2, 3). Вторую опору, во избежание заклинивания, выполняют «плавающей» (при расстоянии между опорами 450 мм): в опоре с шариковым подшипником обеспечивают необходимый зазор между подшипником и крышкой путем установки регулировочных прокладок между корпусом редуктора и крышкой (рис. 1, 2), в опоре с цилиндрическими роликами и без бортов на наружном кольце (рис. 3) подвижность вала в осевом направлении обеспечивается за счет перемещения роликов по наружному кольцу.
Для уменьшения сил трения на поверхностях скольжения, а, значит, и сил сопротивления перемещению вала в осевом направлении "плавающим" выполняют подшипник, менее нагруженный радиальным усилием.
При L<450 мм возможна установка подшипников "враспор". При этом между подшипником и крышкой необходимо обеспечить зазор за счет установки регулировочных прокладок между крышкой и корпусом редуктора (для шарикоподшипников = 0,2... 0,5 мм, для роликоподшипников = 0,5…1,0 мм).
В подшипниковых узлах применяют: при незначительных нагрузках шарикоподшипники (рис. 1, 2), при значительных нагрузках подшипники с цилиндрическими роликами (рис. 3), в тяжелонагруженных редукторах двухрядные конические роликоподшипники.
В редукторах с косозубыми колесами в зацеплениях действуют осевые усилия, передающииеся на опоры валов и зависящие от величины угла наклона зубьев колес: при 9° возможна установка шариковых радиальных подшипников (рис. 4), при9° устанавливают радиально-упорнке шарико- или роликоподшипники.
Установка подшипников «враспор» (рис. 5, 6) допустима при угле контакта и расстоянии между опорами
где С – коэффициент, величина которого установлена экспериментально; для узлов с радиально-упорными подшипниками С=35 мм1/2 , для узлов с коническими роликоподшипниками С=50 мм1/2.
d – посадочный диаметр вала, мм.
Осевой зазор в подшипниках регулируют набором прокладок между крышкой и корпусом редуктора. Причем с уменьшением зазоров в подшипниках повышаются равномерность распределения нагрузки между телами качения и жесткость узла, и снижается вибрация. Однако возрастают потери на трение, и уменьшается кпд подшипника.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.