Учреждение образования
Республики Беларусь
Учреждение образования
Гомельский государственный технический университет
имени П.О. Сухого
Кафедра «Детали машин»
Лабораторная работа №2
«Изучение конструкции подшипников качения»
Выполнил студент группы Т-31
Корако Д.Т.
Принял преподаватель
Ковалева Н.В.
Гомель 2002
“Изучение конструкции подшипников качения”
Цель работы: ознакомление с классификацией, характеристиками, конструкцией, условными обозначениями и областями применения основных типов подшипников качения.
Общие сведений.
Подшипники качения - это опоры валов и вращающихся осей, использующие тела качения (шарики или ролики) и работающие на основе трения качения. Они состоят из наружного и внутреннего колец с дорожками качения, тел качения и сепаратора. Причем одно или оба кольца или сепаратор могут отсутствовать. При этом дорожки качения выполняют на валу и в корпусе.
Основные достоинства подшипников качения по сравнению с подшипниками скольжения: меньше моменты сил трения и малая их зависимость от скорости, меньше (в 5-10 раз) пусковые моменты и теплообразование, меньше требования к уходу и расход смазочных материалов, меньшая ширина при большей несущей способности на ее единицу, меньше требования к материалу и к термической обработке валов, значительно меньший расход цветных металлов.
Недостатки: повышенные диаметральные габариты, высокие контактные напряжения и поэтому ограниченный срок службы при большом его рассеивании, высокая стоимость при мелкосерийном производстве уникальных подшипников, меньшая демпфирующая способность, чем у подшипникове скольжения.
Подшипники качения стандартизованы и централизовано изготовляются в массовом производстве с наружными диаметрами от 1,5 мм до 2,6 м и массой от 0,5 гр. до 3,5 т. В настоящее время подшипники качения - это основные опоры в машиностроении и приборостроении. Однако они неприменимы в качестве (применяются подшипники скольжения ) :
1. разъемных опор, необходимых по условиям сборки, например, для коленчатых валов;
2. опор, работающих со скоростями больше 30 м/c, при которых долговечность подшипников качения мала;
3. опор прецизионных машин, от которых требуется особо точное направление валов и возможность регулировки зазоров;
4. опор, подверженных значительным толчкам, ударам и вибрационным нагрузкам;
5. опор очень малых диаметральных размеров, например, для близко расположенных валов;
6. спор, работающих в особых условиях (вода, агрессивные среды, загрязненная смазка и т.д.), в которых подшипники качения неработоспособны;
7. опор тихоходных вспомогательных малоответственных механизмов и др.
Работоспособность подшипника существенно зависит от точности изготовления и качества сепаратора.
ГССТом 620-71 установлено 5 классов точности: 0 – нормальный, применяют для валов общего назначения; 6, 5, 4, 2 – применяют для валов, требующих точного вращения (станки, приборы и др.) и для валов с особо высокими скоростями вращения.
С повышением класса точности стоимость подшипника существенно возрастает.
В подшипнике без сепаратора тела качения набегают друг на друга. При этом кроме трения качения возникает и трение скольжения, поэтом; увеличиваются потери на трение и износ подшипников. Сепаратор разделяет и направляет тела качения. При этом снижаются потери и износ. Сепараторы массовых подшипников изготовляют штампованными из стальной ленты, для высокоскоростных подшипников применяют массивные сепараторы из латуни, бронза, дюралюминия или пластмассы.
Основной материал колец и тел качения – это шарикоподшипниковые высокоуглеродистые хромистые стали 12X15, иХ15СТ (15-0,15% хрома, 1-1,1 - углерода). Применяют цементуемые легированные стали 18ХГТ и 20А2Н4А. Для работы при высоких температурах применяют теплостойкие стали 56X18, ЭК347& и др., при требовании немагнитности – бериллиевую бронзу. Твердость колец и роликов HRC60-65, шариков – HRC62-65.
По форме тел качения подшипники делят на роликовые с роликами: цилиндрическими короткими и длинными, витыми, коническими, бочкообразными и игольчатыми (рис. 1).
Размерные серии подшипников на рис. 2.
Рис. 2 Размерные серии подшипников.
а) особо легкая; б) легкая;
в) легкая широкая; г) средняя;
По числу рядов тел качения различают подшипники одно-, двух- и многорядные.
По признаку самоустанавливаемости подшипники делят на:
1. радиальные, воспринимающие радиальную и небольшую осевую нагрузку;
2. радиально-упорные, воспринимающие комбинированную радиальную и осевую нагрузку:
3. упорно-радиальные, предназначенные для большой осевой и небольшой радиальной нагрузки;
4. упорные, воспринимающие только осевую нагрузку.
Основные типы подшипников на рис. 3.
а) шарикоподшипник радиальный однорядный;
б) роликоподшипник радиальный с коротким цилиндрическим роликом;
в) роликоподшипник радиальный двухрядный с коротким цилиндрическим роликом;
г) шарикоподшипник радиальный двухрядный сферический;
д) роликоподшипник радиальный сферический двухрядный;
е) роликоподшипник игольчатый;
ж) шарикоподшипник радиально-упорный;
и) роликоподшипник радиально-упорный с коническим роликом;
к) шарикоподшипник упорный;
л) роликоподшипник упорный.
Практическая часть
При предварительной конструктивной проработке по рекомендации 3 были выбраны тип подшипника и класс точности, намечена схема установки подшипников.
Данный роликовый двухрядный сферический подшипник 3509 (серия легкая) выбран по диаметру 95=45 (мм).
b=22.9 мм
d=45 мм
D=84.8 мм
Схема подшипника на рис. 4.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.