Введение
Целью курсового проекта является проведение расчетов судовых движителей и определение скорости движения судна.
Содержание проектов в записке иллюстрируется расчетными графиками и схемами, выполняемыми на листах формата А4. Чертеж движителя выполняется на листе формата А1.
Исходные данные на курсовой проект:
1.
Грузоподъемность
![]()
![]()
2. Ожидаемая скорость на глубокой спокойной воде
![]()
![]()
3. Длина
расчетная
![]()
![]()
4. Ширина расчетная ![]()
![]()
5.
Осадка
![]()
![]()
6. Коэффициент общей
полноты ![]()
7. Коэффициент полноты конструктивной
ватерлинии ![]()
8. Количество двигателей и движителей
(открытые винты)
9. Глубина судового
хода ![]()
![]()
10. Автономность плавания ![]()
![]()
11. Мощность
двигателя ![]()
![]()
12. Частота вращения двигателя
![]()
![]()
Расчет сопротивления воды движению судна
Расчет сопротивления воды движению груженого судна и буксира-толкача производится на глубокой спокойной воде. Последовательно рассчитываются следующие величины.
Водоизмещение
судна
:
;
; ![]()
.
Соотношения главных размерений:
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
Коэффициенты
пропорциональности
между сопротивлением трения и
сопротивле-нием формы:
;
;
.
При
отсутствии теоретического чертежа площадь смоченной поверхности судна
может быть определена по одной из
приближенных формул:
;
;
![]()
.
Коэффициент
кинематической вязкости воды ![]()
.
Коэффициент,
учитывающий шероховатость корпуса
.
Коэффициент
сопротивления выступающих частей
.
Коэффициент
волнового сопротивления
(при
).
![]()
;
![]()
;
.
По результатам расчета в зависимости от скорости судна строятся графики составля-ющих сопротивления и полного сопротивления на глубокой спокойной воде. Расчет производится в табличной форме.
Таблица 1 – Расчет сопротивления воды движению судна
|
Исходные данные:
|
||||||
|
Расчетные величины |
Размерн. |
Численные значения |
||||
|
Скорость судна |
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Число Рейнольдса
|
- |
1,529 |
2,038 |
2,548 |
3,057 |
3,567 |
|
Число Фруда
|
- |
0,107 |
0,143 |
0,178 |
0,214 |
0,250 |
|
Экстраполятор трения
|
- |
2,007 |
1,930 |
1,873 |
1,828 |
1,792 |
|
Коэффициент волнового сопротивления |
- |
0,010 |
0,127 |
0,448 |
1,096 |
2,160 |
|
Динамический коэффициент
|
|
4,883 |
8,680 |
13,563 |
19,530 |
26,583 |
|
Сопротивление трения
|
|
12,730 |
21,960 |
33,541 |
47,419 |
63,587 |
|
Сопротивления формы
|
|
1,337 |
2,306 |
3,522 |
4,979 |
6,677 |
|
Волновое сопротивление
|
|
0,049 |
1,102 |
6,076 |
21,405 |
57,419 |
|
Сопротивление выступающих частей
|
|
0,977 |
1,736 |
2,713 |
3,906 |
5,317 |
|
Полное сопротивление
|
|
15,093 |
27,104 |
45,852 |
77,709 |
133,000 |

Рисунок 1 – Составляющие сопротивления
Расчет производится в табличной форме для винтов при следующих данных.
Мощность,
подведенная к движителю
:
;
; ![]()
(
- КПД передачи при отсутствии реверс-редуктора).
Диаметр
винтов
:
;
; ![]()
.
Коэффициент
попутного потока
:
;
;
(
- для
боковых винтов).
Коэффициент
момента двигателя
:
;
;
.
Площадь диска
винта
:
;
; ![]()
.
Дальнейший
расчет проводится в таблице 2 методом последовательных приближений, строится
график зависимостей
,
,
,
,
.
Таблица 2 – Расчет винта с заданным диаметром
|
Исходные данные:
|
||||
|
Расчетные величины |
Размерн. |
Численные значения |
||
|
Скорость судна |
|
5 |
5,555 |
6 |
|
Скорость винта |
|
4,12 |
4,58 |
4,94 |
|
Относительная поступь |
- |
0,458 |
0,509 |
0,549 |
|
Шаговое отношение |
- |
0,920 |
0,946 |
0,968 |
|
Коэффициент упора |
- |
0,246 |
0,234 |
0,229 |
|
Упор движителя |
|
37,19 |
35,76 |
34,36 |
|
Осевая вызванная скорость
|
|
2,22 |
1,98 |
1,78 |
|
Коэффициент засасывания
|
- |
0,145 |
0,150 |
0,154 |
|
Суммарная тяга винтов
|
|
64 |
61 |
58 |
|
Сопротивление |
|
46 |
61 |
78 |
Эффективность работы движителя
оценивается коэффициентом полезного действия
:
;
;
.

Рисунок 2 – График зависимостей параметров гребного винта от скорости судна
При заданной скорости движения с графика снимаются параметры гребного винта:
Относительная
поступь ![]()
Шаговое
отношение ![]()
Упор
движителя ![]()
![]()
Суммарная
тяга винтов ![]()
![]()
Сопротивление
![]()
![]()
1 Проверка на прочность
Минимально
необходимое дисковое отношение винтов из условия прочности лопастей
вычисляется по формуле:
,
где
- для углеродистой стали;
- для грузовых и пассажирских судов.
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия прочности лопастей равно:
;
.
2 Проверка на кавитацию
Минимально
необходимое дисковое отношение винтов из условия отсутствия второй стадии
кавитации на лопастях винтов
вычисляется по формуле:
,
где ![]()
- атмосферное давление;
- глубина погружения оси винта под
ватерлинию; ![]()
- давление насыщенных паров воды.
Минимально необходимое дисковое отношение винтов из условия отсутствия второй стадии кавитации на лопастях винтов равно:
;
.
Для расчета
должны быть заданы характеристики движителя, полученные при его расчете на
полное использование мощности СЭУ. Расчет производится в табличной форме при
варьировании относительной поступи
при расчетной скорости.
Предварительно
рассчитывается максимально возможный момент, развиваемый двигателем
:
;
; ![]()
.
Таблица 3 - Расчет и построение ходовых и тяговых характеристик
|
Исходные данные:
|
|||||||
|
Режим работы |
«Тяжелый» |
Расчет-ный |
«Легкий» |
||||
|
Расч. велич. |
Разм. |
Численные значения |
|||||
|
Относит. поступь |
- |
0 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,509 |
0,6 |
|
Коэффициент упора
|
- |
0,403 |
0,352 |
0,316 |
0,277 |
0,234 |
0,202 |
|
Коэффициент момента
|
- |
0,556 |
0,489 |
0,448 |
0,404 |
0,351 |
0,316 |
|
Частота вращения
|
|
4,81 |
5,13 |
5,36 |
5,65 |
6,06 |
6,06 |
|
Скорость движителя
|
|
0 |
1,54 |
2,41 |
3,39 |
4,63 |
5,45 |
|
Скорость судна
|
|
0 |
1,87 |
2,92 |
4,11 |
5,62 |
6,61 |
|
Упор движителя
|
|
39,49 |
38,89 |
38,11 |
37,18 |
36,44 |
35,67 |
|
Осев. вызван. скорость
|
|
4,64 |
3,57 |
3,07 |
2,52 |
1,99 |
1,67 |
|
Коэф. засасывания
|
- |
0,030 |
0,098 |
0,119 |
0,136 |
0,150 |
0,157 |
|
Суммар. тяга движ.
|
|
76,61 |
70,16 |
67,15 |
64,25 |
61,95 |
60,14 |
|
Мощность располагаемая |
|
557 |
594 |
621 |
656 |
703 |
633 |
По
результатам расчетов строятся графики
,
,
.


Рисунок 3 – Ходовые характеристики судна
Расчет и построение чертежа гребного винта
Для построения чертежа гребного винта необходимо выполнить следующие предварительные расчеты.
Диаметр
гребного вала
, (по правилам Российского речного
Регистра):
![]()
.
где
эмпирический коэффициент для гребного вала в районе винта k=150; коэффициент усиления
=1 (для обычных судов),
=1,05 (для судов, плавающих в битом льду),
=1,07 (для ледоколов); временное
сопротивление материала вала
=400-600 мПа.
Диаметр
ступицы
:
;
; ![]()
.
Средняя
ширина лопасти
:
;
; ![]()
.
Максимальная
ширина лопасти
:
;
; ![]()
,
где С=1,17 для открытых винтов серии Трооста, С=1,10 для винтов в КВН серии Каплана (для КВН).
Условная
максимальная толщина лопасти по оси винта
:
;
; ![]()
.
Максимальная
толщина на конце лопасти
:
;
; ![]()
.
Толщина
принимается не менее 5 мм для обычных судов, 6 мм для судов, плавающих в битом льду, 7 мм для ледоколов.
Отклонение
образующей конца лопасти в корму
(для КВН отклонение
конца
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.