2 Технологическая часть
2.1 Назначение и условия работы деталей
Промежуточный вал-шестерня редуктора предназначен для передачи крутящего момента от червячного зацепления к косозубой шестерне. Шпоночная канавка предназначена для обеспечения необходимого крутящего момента на червячном колесе.
Шпоночное соединение трудоемко в изготовлении. При передаче вращающего
момента оно характеризуется значительными местными деформациями шеек вала и ступицы колеса, что приводит к неравномерному распределению давления по поверхности, контакта посадочных поверхностей вала и ступицы, а также на рабочих гранях шпонки и шпоночных пазов, что, в свою очередь, снижает усталостную прочность вала.
Условия работы данной детали сложные. Рабочие нагрузки (крутящий момент с изгибом) обуславливают возможность усталостного повреждения. Боковые поверхности шпоночной канавки могут испытывать также и напряжения смятия. При передаче вращающего момента шпоночным соединением применение посадок. колеса на вал с зазором недопустимо, поскольку вызывает ускоренное изнашивание сопрягаемых деталей. Поэтому на посадочных поверхностях вала и отверстия колеса при передаче момента шпонкой следует создавать натяг.
В связи с изложенным считаем целесообразным упрочнение вала термической обработкой - закалкой с низким отпуском.
Материал вала - конструкционная сталь марки 45 ГОСТ1050-74, химический состав и свойства которой приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 – Химические свойства стали 45 (ГОСТ 1050-74)
C, % |
Si, % |
Mn, % |
P, % |
S, % |
Ni,% |
Cu,% |
As,% |
Cr,% |
|
0,42-0,5 |
0,17-0,37 |
0,5-0,8 |
<0,035 |
<0.04 |
<0.25 |
<0.25 |
<0.08 |
<0.25 |
|
Таблица 2.2 – Механические свойства стали 45 (ГОСТ 1050-74)
σв, МПа |
σт, МПа |
δ ,% |
ψ, % |
470 |
245 |
19 |
42 |
2.2 Анализ рабочего чертежа и технических условий на изготовление и упрочнение вала
Размеры и предельные отклонения. На чертежах валов задают сопряженные, цепочные, габаритные и свободные размеры.
На чертежах валов задают также глубину шпоночного паза. Предельное отклонение глубины шпоночного паза при сечении шпонки 16x6 мм составляет - 0,2 мм. На ширину шпоночного паза приводим обозначение поля допуска, по Р9.
На сопряженные размеры задаём поля допусков в соответствии с посадками, показанными на сборочном чертеже редуктора. На цепочные размеры задаём поля допусков или предельные отклонения по рекомендациям, приведенным [22]. На свободные размеры задаём предельные отклонения среднего класса точности.
Допуски формы и расположения поверхностей. Рабочей осью вала является общая ось посадочных поверхностей для подшипников. Допуск соосности посадочных поверхностей для подшипников относительно их общей оси задаём, чтобы ограничить перекос вкладышей подшипников. Допуск перпендикулярности базового торца вала назначаем, чтобы уменьшить перекос подшипников и искажение геометрической формы дорожки скольжения.
Технические условия на изготовление приведены в соответствие с типовыми технологическими процессами изготовления валов.
2.3 Анализ технологичности конструкции детали
Конструкция вала технологична. Недостатки в конструкции детали отсутствуют. Наиболее сложными в выполнении являются зубофрезерная операция и фрезерование шпоночной канавки. Однако, применение специализированных станков и приспособлений позволяет разработать технологический процесс с высокопроизводительными методами обработки, уменьшающими трудоемкость и снижающие себестоимость изготовления.
2.4 Анализ условий производства и определение его типа
Тип производства является организационно-технологической характеристикой производственного процесса. Определяет особенности разработки технологии по всем этапам проектирования. Тип производства устанавливается приближенно в зависимости от годовой программы судоремонта и массы детали. Количество выпускаемых деталей N= 10434 шт./год, масса детали равна 3,18 кг. Тип производства мелкосерийный в соответствие с [14].
В серийном производстве запуск детали в производство осуществляется партиями (сериями). Определение партии детали для одновременного запуска
(2.1)
где: F - число рабочих дней в году (при пятидневной рабочей неделе составляет 252 дня);
N - годовая программа выпуска детали, шт. = 10434 шт;
а - число дней, на которое необходимо иметь запас деталей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.