Анкета познавательной мотивации

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Анкета познавательной мотивации

Инструкция: ответьте на приведенные ниже вопросы применительно к учебным заданиям по следующим предметам:

I – русский язык; II – чтение; III – математика; IV – природоведение (введение в экологию). Буквы, соответствующие вашим ответам занесите в «Таблице ответов». На каждый вопрос дается только один ответ.

                                    1. Почему ты выполняешь задание по предмету?

·  хочу испытать радость от успешного выполнения;

·  мне интересен сам процесс выполнения, хочу узнать новое;

·  хочу получить хорошую оценку;

·  заставляют учителя и родители, это моя обязанность;

2. Что является наиболее важным при выполнении задания?

·  оригинальность;

·  самостоятельность;

·  красивое, аккуратное оформление,

·  быстрота оформления;

                                3. Какие задания ты больше всего любишь выполнять?

·  требующие поисков решения;

·  головоломки;

·  легкие;

·  никакие;

4. Какой способ выполнения заданий больше всего тебе нравится?

·самостоятельная работа

·коллективный поиск решений;

·обсуждение с товарищем;

·подробное объяснение учителем

Обработка результатов: сумма балов, подсчитанная из расчета: «А» -2 балла, «Б» - 2 балла, «В» - 1 балл, «Г» - 0 баллов, отражает степень выраженности познавательной мотивации обучения данному предмету. Результаты анкетирование заносятся в таблицу для качественного анализа.

Таблица ответов

№ вопросов

ПРЕДМЕТЫ

русский язык

чтение

математика

природоведение

1.   

2.   

3.   

4.   

Бондаревская Р.С. Организация диагностико-коррекционной и развивающей работы с учащимися 3-5 классов. Методическая разработка .Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Кафедра психологии. С-Пб 1994г.

Результаты тестирования учащихся 4 а класса гимназии №159

изучающих на базе эколого-биологического отдела следующие образовательные программы в 2005-06 уч.году «Моя живая планета»,

в 2006-07 уч.году «Хочу быть здоровым!»

1.Диагностика познавательной мотивации 

ПРЕДМЕТЫ

русский язык

чтение

математика

природоведение

1. Почему ты выполняешь задание по предмету?

А. Хочу испытать радость от успешного выполнения

5

7

8

9

Б. Мне интересен сам процесс выполнения, хочу узнать новое

7

15

16

12

В. хочу получить хорошую оценку

7

0

5

8

Г. заставляют учителя и родители, это моя обязанность

3

1

3

2

2. Что является важным при выполнении задания ?

       А. оригинальность

6

6

5

9

  Б.  самостоятельность

10

9

11

11

  В. красивое, аккуратное оформление

9

5

8

7

  Г. быстрота оформления

3

5

6

2

 3. Какие задания ты любишь больше всего выполнять?

   А. требующие поисков решения

8

9

5

11

   Б.  головоломки

5

8

10

9

   В.  легкие

6

5

7

6

   Г.  никакие

4

3

2

3

4. Какой способ выполнения заданий больше всего тебе нравится?

  А. самостоятельная работа

9

9

8

9

  Б. коллективный поиск решений

3

7

3

3

  В. обсуждение с товарищем

4

4

6

8

  Г. подробное объяснение учителем

3

3

4

4

Всего баллов по выявлению любимого предмета:

12

11

12

13

В анкетировании участвовало 25 учащихся по двум учебным группам, в сентябре 2006 и январе 2007 уч.года с целью  поиска наиболее перспективных в данных группах  методов и форм работы.

Интересно, что предмет- изучение окружающего мира в данном классе, вышел на лидирующую позицию вместе с русским языком и математикой.

В младшем школьном возрасте превалируют эмоциональные мотивации, интерес к окружающему мир, отсутствие скептицизма, проба собственных возможностей в разных видах деятельности.

 По такому показателю как выполнение заданий по предмету  в данном тесте убедительно лидируют такие показатели как  радость от выполнения и интерес к познанию нового.

Основным принципом, положенным в основу выполнения заданий ребята указали самостоятельность и красивое оформление работы, что по-видимому является одним из основных требований классного руководителя.

Любимыми формами выполнения заданий в природоведении в данной возрастной группе являются  исследовательские работы и головоломки.

Приоритетным способом выполнения заданий является самостоятельная работа.

2.  Учащиеся этого класса участвовали в определении лево- и правополушарности как природной предрасположенности к разным видам деятельности. Понимая условность тестирования, результаты были доведены до классного руководителя для поиска им лучших форм работы с детским коллективом.

          Из 25 тестированных учащихся :

Художественным типом мышления с пространственным воображением, склонным к синтезу, но плохо справляющимся с деятельностью требующей самоконтроля –обладают 14 человек.(правополушарность)

Мыслительным типом, обладающим хорошей возможностью анализировать, логичным, ориентированным на контроль результатов объяснения –обладают 11 учащихся.(левополушарность)

3.  При изучении отношения ребят к природе была применена методика «ЭЗОП», основанная на ассоциативном сопоставлении предложенных слов со стимульным словом:

Воспринимают природу:

 как объект красоты-«эстетическая» установка- 16 чел

 как объект изучения- «знаниевая» установка – 3 чел

 как объект охраны- «природоохранная» установка- 2 чел

 как объект пользы – «прагматическая» установка- 4 чел.

Интересно, что данный тест проведенный после изучения курсов по экологии и валеологии в ДДЮТ, «сдвинул» показатели в сторону «знаниевой» и « природоохранной» установки на 2-3 человек

Понимая всю условность данных показателей, хочется верить что зерна любви и осторожного отношения к миру вокруг себя, были заложены в наших маленьких учеников не только в школе, но и на занятиях в ДДЮТ, а в дальнейшем ребята вырастут в людей с высоким уровнем экологической культуры, патриотов своей страны.

Похожие материалы

Информация о работе