Инструкция: ответьте на приведенные ниже вопросы применительно к учебным заданиям по следующим предметам:
I – русский язык; II – чтение; III – математика; IV – природоведение (введение в экологию). Буквы, соответствующие вашим ответам занесите в «Таблице ответов». На каждый вопрос дается только один ответ.
1. Почему ты выполняешь задание по предмету?
· хочу испытать радость от успешного выполнения;
· мне интересен сам процесс выполнения, хочу узнать новое;
· хочу получить хорошую оценку;
· заставляют учителя и родители, это моя обязанность;
2. Что является наиболее важным при выполнении задания?
· оригинальность;
· самостоятельность;
· красивое, аккуратное оформление,
· быстрота оформления;
3. Какие задания ты больше всего любишь выполнять?
· требующие поисков решения;
· головоломки;
· легкие;
· никакие;
4. Какой способ выполнения заданий больше всего тебе нравится?
·самостоятельная работа
·коллективный поиск решений;
·обсуждение с товарищем;
·подробное объяснение учителем
Обработка результатов: сумма балов, подсчитанная из расчета: «А» -2 балла, «Б» - 2 балла, «В» - 1 балл, «Г» - 0 баллов, отражает степень выраженности познавательной мотивации обучения данному предмету. Результаты анкетирование заносятся в таблицу для качественного анализа.
Таблица ответов
№ вопросов |
ПРЕДМЕТЫ |
|||
русский язык |
чтение |
математика |
природоведение |
|
1. |
||||
2. |
||||
3. |
||||
4. |
Бондаревская Р.С. Организация диагностико-коррекционной и развивающей работы с учащимися 3-5 классов. Методическая разработка .Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Кафедра психологии. С-Пб 1994г.
изучающих на базе эколого-биологического отдела следующие образовательные программы в 2005-06 уч.году «Моя живая планета»,
в 2006-07 уч.году «Хочу быть здоровым!»
ПРЕДМЕТЫ |
||||
русский язык |
чтение |
математика |
природоведение |
|
1. Почему ты выполняешь задание по предмету? |
||||
А. Хочу испытать радость от успешного выполнения |
5 |
7 |
8 |
9 |
Б. Мне интересен сам процесс выполнения, хочу узнать новое |
7 |
15 |
16 |
12 |
В. хочу получить хорошую оценку |
7 |
0 |
5 |
8 |
Г. заставляют учителя и родители, это моя обязанность |
3 |
1 |
3 |
2 |
2. Что является важным при выполнении задания ? |
||||
А. оригинальность |
6 |
6 |
5 |
9 |
Б. самостоятельность |
10 |
9 |
11 |
11 |
В. красивое, аккуратное оформление |
9 |
5 |
8 |
7 |
Г. быстрота оформления |
3 |
5 |
6 |
2 |
3. Какие задания ты любишь больше всего выполнять? |
||||
А. требующие поисков решения |
8 |
9 |
5 |
11 |
Б. головоломки |
5 |
8 |
10 |
9 |
В. легкие |
6 |
5 |
7 |
6 |
Г. никакие |
4 |
3 |
2 |
3 |
4. Какой способ выполнения заданий больше всего тебе нравится? |
||||
А. самостоятельная работа |
9 |
9 |
8 |
9 |
Б. коллективный поиск решений |
3 |
7 |
3 |
3 |
В. обсуждение с товарищем |
4 |
4 |
6 |
8 |
Г. подробное объяснение учителем |
3 |
3 |
4 |
4 |
Всего баллов по выявлению любимого предмета: |
12 |
11 |
12 |
13 |
В анкетировании участвовало 25 учащихся по двум учебным группам, в сентябре 2006 и январе 2007 уч.года с целью поиска наиболее перспективных в данных группах методов и форм работы.
Интересно, что предмет- изучение окружающего мира в данном классе, вышел на лидирующую позицию вместе с русским языком и математикой.
В младшем школьном возрасте превалируют эмоциональные мотивации, интерес к окружающему мир, отсутствие скептицизма, проба собственных возможностей в разных видах деятельности.
По такому показателю как выполнение заданий по предмету в данном тесте убедительно лидируют такие показатели как радость от выполнения и интерес к познанию нового.
Основным принципом, положенным в основу выполнения заданий ребята указали самостоятельность и красивое оформление работы, что по-видимому является одним из основных требований классного руководителя.
Любимыми формами выполнения заданий в природоведении в данной возрастной группе являются исследовательские работы и головоломки.
Приоритетным способом выполнения заданий является самостоятельная работа.
2. Учащиеся этого класса участвовали в определении лево- и правополушарности как природной предрасположенности к разным видам деятельности. Понимая условность тестирования, результаты были доведены до классного руководителя для поиска им лучших форм работы с детским коллективом.
Из 25 тестированных учащихся :
Художественным типом мышления с пространственным воображением, склонным к синтезу, но плохо справляющимся с деятельностью требующей самоконтроля –обладают 14 человек.(правополушарность)
Мыслительным типом, обладающим хорошей возможностью анализировать, логичным, ориентированным на контроль результатов объяснения –обладают 11 учащихся.(левополушарность)
3. При изучении отношения ребят к природе была применена методика «ЭЗОП», основанная на ассоциативном сопоставлении предложенных слов со стимульным словом:
Воспринимают природу:
как объект красоты-«эстетическая» установка- 16 чел
как объект изучения- «знаниевая» установка – 3 чел
как объект охраны- «природоохранная» установка- 2 чел
как объект пользы – «прагматическая» установка- 4 чел.
Интересно, что данный тест проведенный после изучения курсов по экологии и валеологии в ДДЮТ, «сдвинул» показатели в сторону «знаниевой» и « природоохранной» установки на 2-3 человек
Понимая всю условность данных показателей, хочется верить что зерна любви и осторожного отношения к миру вокруг себя, были заложены в наших маленьких учеников не только в школе, но и на занятиях в ДДЮТ, а в дальнейшем ребята вырастут в людей с высоким уровнем экологической культуры, патриотов своей страны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.