Предмет социологии. Уровни социологического знания. Природо-социальный фактор. Специфика изучения в социологии

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

16.09.

Введение в социологию.

  1. Предмет социологии. Уровни социологического знания.
  2. Природо-социальный фактор. Специфика изучения в социологии.

Объектом социологии как науки, явялется общество: все многообразие социальных явлений, процессов осуществляемых в определенном пространстве, в конкретных культурно-исторрических условиях.

Предметом социологии является определенный аспект социальной жизни, а также определенный способ его рассмотрения.

Социология изучает такие явления и процессы которые оказывают давление на общество, способствует или не способствует воспроизводству функционированию и разватию социального порядка.

Уровни социоологического знания:

  1. Парадигмальный(макроуровень)- на данном уровне рассматриваются основные принципы устройства и динамики общества, независимо от места, времени, культурно-исторического контекста его существования.
  2. Теория среднего уровня-понятие ввел Роберт Лентон. На данном уровне рассматриваются отраслевые социологические теории, гентеросоциологические теории, инструментальные теории и понятия с помощью которых изучаются конкретные социальные процессы и явления происходящие в конкретном обществе.
  3. Прикладная практическая социология

Природа социальных факторов и их изучение.

Акт-это нечто случившиеся, подлежащее строгой проверке(опытным или логическим способом), и то на что сфокусированно внимание людей, специалистов.

Существует два взгляда на природу социальных факторов и способы их рассмотрения:

  1. Социальных факты следует рассматривать как вещи.
  2. Социолог изучает не объективные факты, а представление людей о социальной реальности, социальной жизни с которой он себя идентифицирует.

Социологические парадигмы.

  1. Понятие социологической парадигмы
  2. Классификация социологических парадигм

Парадигма- есть научный принцип, методология, разделяемая научным сообществом.

Парадигма различает на ряду с научными принципами, также и этические принципы, на основе которых осуществляют свою деятельность учёные. Убеждения, мировозрения, авторитет.

Типы парадигм

Социальный реализм(объективизм)

Понимающая социология

Принципы:

1. Социальные факты следует рассматривать, как вещи.(Э. Дюркгейм)

2. Общество есть объективная надындивидуальная реальность(социальная система, социальный организм)То есть, общество состоит из людей, но общество не сводится к людям.

3. Общество развивается закономерно и поступательно.(от низших форм к высшим)

4. Социологи должны изучать только те факты, которые подлежат строгой логической и эмпирической проверке.

Принципы:

1. Социолог изучает не объективные факты, а представление людей об окружающей социальной действительности, с которой они себя идентифицируют.

2. Общество есть всё многообразие индивидуальной жизни людей, их взаимодействие между собой. Иными словами общество и есть жизнь людей.

3. Социальная жизнь субъективна, тоесть определяется субъективными настроениями, намерениями самих людей. Никаких алгоритмов и законов общественного развития не существует.

4. При изучении социальных явлений, социолог применяет нетолько позитивные научные подходы, но также субъективные, «метафизические» методы.

Направления:

1. Позитивизм(О. Конт и Э.Дюркгейм)родоначальником позитивизской социологии ялвяется Огюст Конт, который прославился тем что, не только был родоначальником позитивизма, но также и создателем науки социология. Огюст Конт впервые попытался превратить социологию в науку. Огюст Конт четко разделял научные знания, основанные на эмпирической и логической верификации и не научные(теология, метафизика).

2. Органическое направление(Г. Спенсер, социал-дарвинизм)Принципы органического направления:

  • Органицизм- происходит от слова организм. Организм-система.
  • Эволюционизм

Особенностью социальных организмических систем является:

  • Способность к поддержанию жизненных параметров внутренней среды
  • Способность развиваться
  • Создание собственной внутренней среды
  • Собственные механизмы саморегуляции отличные от природных и биологических.(социальные институты, социальные нормы и нормы права, культурные образцы, система ценностей и т.д.)

Прелставители органической социологии используют понятие социального института, как социальной формы закрепляющей и упорядочивающей опробированную человечеством социальную практику.

3. Структурно-функциональное направление в социологии(Малиновский, Мэртон, Парсонс, Луман)Ключевые понятия данного направления:

  • Структура- внутреннее расположение, отношение элементов системы, относительно друг друга. В структуре главное не качество элементов, а их упорядоченная связь между собой.
  • Функция-Отношение между элементами системы приводящее к ее воспроизводству и развитию.
  • Латентная функция
  • Дисфункция

Структурно- функциональные школы в социологии:

  • Английский функционализм(1 половина 20 века) Основоположниками являются Бронислав Малиновский и Редклифф Браун. Идея состоит в том, что в обществе все функционально, не функциональных явлений не бывает.
  • Французский структурализм. Основоположником является К. Леви-Стросс, Барт Лакан, М. Фукон) Французские структуралисты изучают ментальные структуры(структуры сознания людей).
  • Американский структурный функционализм(50-60 гг)Основоположники Р.Мертон, Т. Парсонс. Американские социологи-функционалисты изучают общество, как сложную динамично-развивающуюся равновесную систему.

Направления:

1. Социология Макса Вебера:

  • Отнесение к ценности. Под этим понятием понимают исторически и культурно обусловленное отношение людей к вещам, явлениям, артефактам, идеям и т.д.
  • Понятие социального смысла.(Макс Вебер полагал, что социолог должен изучать социальные действия. Социальные действия по Веберу-это действия со смыслом. Критерием социального действия является наличие ожидания со стороны действующего субъекта определенной реакции со стороны окружающих.)

Макс Вебер полагал, что ценности имеют религиозно-этическую природу. Основным трудом было «Протестанская этика и дух капитализма».

Поступать со смыслом, означает, реагирование не на физические раздражители, а на представления людей, относительно того, как окружающие реагируют на мои действия в виде символов.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0