Экономика предприятия: Учебное пособие. Раздел 5. Внешнее воздействие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Раздел 5. ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Глава 5.1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

5.1.1. Сущность и взаимосвязь внешних эффектов

Главная идея, которая лежит в основе аргументации оптимальных систем производства и распределения про­дукции в рыночной экономике, заключается в том, что получение прибыли возможно только путем производства и продажи полезных продуктов и услуг. Следовательно, каждый экономический индивидуум богатеет только в том случае, если он оказывает услуги обществу, и наоборот — содействуя своим собственным интересам, он неизбежно содействует также интересам всего общества. К сожалению, существует много случаев, когда эта решающая предпо­сылка оказывается несостоятельной, например, когда эко­номические агенты производят продукты, которые прино­сят выгоду другим, но не могут получить взамен никакого вознаграждения, или когда их действия приносят ущерб другим, а они сами не несут никаких издержек. При таком расхождении между общественными и частными доходами личные и общественные интересы не совпадают. Это гово­рит о том, что, когда каждый индивидуум независимо от других старается удовлетворить свои собственные интере­сы,он может получить гораздо меньше того, что он получил бы при оптимальном соглашении. Покажем, как может возникнуть такое расхождение между частными и обще­ственными доходами и как они могут вести к неправиль­ному распределению ресурсов. Для этого удобно рассмот­реть следующие типы расхождений между частными и общественными доходами: внешняя экономия и потери производства и внешняя экономия и потери потребителя.

Внешняя экономия производства может возникнуть по меньшей мере двояко: а) путем расширения масштаба производства предприятие может оказать прямые услуги

422

другим предприятиям, например, обучением профессиям рабочих, которых потенциально могут использовать кон­куренты. Если последние привлекут таких квалифициро­ванных рабочих на свои предприятия, им не придется нести издержки на обучение;

б) когда расширение производства одного предприятия удешевляет услуги, оказываемые всем предприятиям этой отрасли. Рост выпуска автомобилей приводит к расшире­нию сталелитейного производства. Если в сталелитейном производстве существует экономия при увеличении мас­штаба производства, цены на сталь могут вследствие этого снизиться, поэтому конкуренты автомобильного предпри­ятия, расширившего свое производство, также будут полу­чать металл по более низким ценам.

Короче говоря, экономия, являющаяся для предприя­тия внешней, может возникнуть в том случае, когда расширение производства продукции на одном предприя­тии удешевляет получение ресурсов для всех предприятий этой отрасли. Однако при этом предприятие, расширяющее свое производство, не получает никакого вознаграждения за те выгоды, которые получают другие.

Внешние потери производства возникают аналогично при расширении масштаба производства. Например, рост произволе гва грузовых автомобилей на каком-то предпри­ятии приводит к увеличению количества грузовых автомо­билей для перевозки грузов. В результате дороги будут перегружены, что удорожит перевозки и увеличит время транспортировки грузов для других предприятий. Увели­чение улова рыбы одной группой лиц истощает запасы рыбы

Похожие материалы

Информация о работе