Раздел 5. ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Глава 5.1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ
5.1.1. Сущность и взаимосвязь внешних эффектов
Главная идея, которая лежит в основе аргументации оптимальных систем производства и распределения продукции в рыночной экономике, заключается в том, что получение прибыли возможно только путем производства и продажи полезных продуктов и услуг. Следовательно, каждый экономический индивидуум богатеет только в том случае, если он оказывает услуги обществу, и наоборот — содействуя своим собственным интересам, он неизбежно содействует также интересам всего общества. К сожалению, существует много случаев, когда эта решающая предпосылка оказывается несостоятельной, например, когда экономические агенты производят продукты, которые приносят выгоду другим, но не могут получить взамен никакого вознаграждения, или когда их действия приносят ущерб другим, а они сами не несут никаких издержек. При таком расхождении между общественными и частными доходами личные и общественные интересы не совпадают. Это говорит о том, что, когда каждый индивидуум независимо от других старается удовлетворить свои собственные интересы,он может получить гораздо меньше того, что он получил бы при оптимальном соглашении. Покажем, как может возникнуть такое расхождение между частными и общественными доходами и как они могут вести к неправильному распределению ресурсов. Для этого удобно рассмотреть следующие типы расхождений между частными и общественными доходами: внешняя экономия и потери производства и внешняя экономия и потери потребителя.
Внешняя экономия производства может возникнуть по меньшей мере двояко: а) путем расширения масштаба производства предприятие может оказать прямые услуги
422
другим предприятиям, например, обучением профессиям рабочих, которых потенциально могут использовать конкуренты. Если последние привлекут таких квалифицированных рабочих на свои предприятия, им не придется нести издержки на обучение;
б) когда расширение производства одного предприятия удешевляет услуги, оказываемые всем предприятиям этой отрасли. Рост выпуска автомобилей приводит к расширению сталелитейного производства. Если в сталелитейном производстве существует экономия при увеличении масштаба производства, цены на сталь могут вследствие этого снизиться, поэтому конкуренты автомобильного предприятия, расширившего свое производство, также будут получать металл по более низким ценам.
Короче говоря, экономия, являющаяся для предприятия внешней, может возникнуть в том случае, когда расширение производства продукции на одном предприятии удешевляет получение ресурсов для всех предприятий этой отрасли. Однако при этом предприятие, расширяющее свое производство, не получает никакого вознаграждения за те выгоды, которые получают другие.
Внешние потери производства возникают аналогично при расширении масштаба производства. Например, рост произволе гва грузовых автомобилей на каком-то предприятии приводит к увеличению количества грузовых автомобилей для перевозки грузов. В результате дороги будут перегружены, что удорожит перевозки и увеличит время транспортировки грузов для других предприятий. Увеличение улова рыбы одной группой лиц истощает запасы рыбы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.