Экономика предприятия: Учебное пособие. Раздел 4. Максимизация прибыли

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Раздел 4. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ

Глава 4.1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА

4.1.1. Спрос на продукцию предприятия. Сущность спроса

Главной задачей предприятия является получение при­были от производственно-хозяйственной деятельности. Но для этого, чтобы получить прибыль, необходимо реализо­вать произведенную продукцию на рынке, а это может быть осуществлено только при наличии на нее спроса потреби­телей. Поэтому важнейшей задачей предприятия макси­мизирующего прибыль является изучение рыночного спро­са.

Спрос представляет собой желание и способность лю­дей (предприятий) покупать товары (ресурсы). Размер спроса на тот или иной товар в значительной мере зависит от его цены.

Между спросом и ценой всегда существует количествен­ное соотношение. При изменении цен изменяется и объем спроса. Объем спроса — это количество продукта (ре­сурса), которое потребители желают и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. При повышении цен объем спроса на одни виды товаров снижается, а на другие — остается на прежнем уровне или даже возрастает. К последним относятся товары первой необходимости, престижные товары, или товары, по отношению к которым применяются факторы неценовой конкуренции. Однако, как правило, люди покупают больше какого-либо товара при низкой цене и меньше его коли­чество, или не покупают вовсе, при высокой цене. Зависи­мость между спросом и ценой получила название "Закона спроса", т. е. если цена какого-либо товара повышается, то при прочих равных условиях, спрос будет предъяв­ляться на меньшее количество этого товара. Рассмотрим действие закона спроса на примере табл.

263

4.1.1.B ней приведены гипотетические данные о количестве покупок мужских костюмов при разных ценах. По мере уменьшения цены потребители приобретают все большее количество костюмов. Данные, характеризующие объемы спроса в зависимости от изменения цены товара, получили название таблица спроса. Такие таблицы разрабатываются по всем видам продукции предприятия и используются для выявления количественной зависимости между объемом спроса и ее ценой. Таблица 4 1.1

Соотношение между ценой и объемом спроса на мужские костюмы

Варианты

Цена, тыс. руб.

Объем спроса в месяц, ед.

А

400

Б

350

50

В

300

100

Г

250

150

Д

200

200

Е

150

250

Ж

100

300

3

50

350

На рис. 4.1.1 приведен график потребительского спроса на костюмы. Линия, проходящая через точки соответствия объема спроса и цен, получила название "кривой спроса". Кривая спроса обычно имеет вид прямой или несколько вогнутой вовнутрь кривой линии. Но во всех случаях он имеет ниспадающий наклон. Это объясняется тем, что при увеличении цены спрос снижается, а при уменьшении возрастает.

Следует отметить, что на объем спроса оказывают вли­яние не только цены. Он может изменяться под влиянием таких факторов, как доходы потребителей; цены на това­ры-заменители; на товары-комплементы; ожидаемое изме­нение цен; демографические факторы и др. Под их влия­нием спрос на товар может возрастать или снижаться при неизменной цене. В этом случае, когда спрос возрастает, кривая спроса сдвигается вправо, а при уменьшении — влево (рис. 4.1.2). Поэтому закон спроса предполагает неиз­менность всех других влияющих на спрос факторов.

Эластичность спроса по цене. Между уровнями спроса и цены, даже при соблюдении равенства прочих условий, не существует пропорциональной зависимости. При снижении цен на одни товары спрос возрастает

264

Рис. 4.1.1. Зависимость спроса от цены

резко, а на другие незначительно или остается иа прежнем уровне

Похожие материалы

Информация о работе