Управление инвестициями. Политика управления инвестициями. Управление реальными, финансовыми и инновационными инвестициями

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

объема приобретения неисключительных лицензий на "ноу-хау" и фрэнчайзинга.

В практике редко встречаются случаи, когда предприятия на протяжении длительного периода неизменно придерживаются одной и той же инновационной стратегии. Смена стадии жизненно­го цикла предприятия или конъюнктуры рынка могут привести к смене инновационной стратегии или ее диверсификации по отдель­ным направлениям деятельности или видам продукции.

Избранная предприятием инновационная стратегия позволяет формировать объемы и виды инновационных инвестиций.

217

2. Выбор и оценка стоимости объектов инновационных инвес­тиции осуществляется в два этапа.

На первом этапе в разрезе видов инновационных инвестиций, предусмотренных к реализации в соответствии с избранной стра­тегией, изучается предложение и формируются конкретные объек­ты инвестирования (приобретение "ноу-хау", оплата инжиниринго­вых услуг и т.п.), требующие финансирования в планируемом периоде.

На втором этапе производится оценка стоимости отдельных объектов инновационного инвестирования. Такая оценка базируется на следующих принципах: а) по научно-технической продукции, рыночная стоимость которой определена и зафиксирована продав­цом, оценка осуществляется на основе цен предложения; б) по приобретаемой научно-технической продукции, не имеющей анало­гов (обычно специфические инжиниринговые услуги), оценка осу­ществляется на основе договорных цен, формируемых по согла­шению сторон с учетом полезного эффекта от ее использования;

в) по научно-технической продукции, разрабатываемой предприя­тием самостоятельно, оценка осуществляется по объему соответст­вующего бюджета на ее разработку.

3. Планирование потребности в инвестиционных ресурсах по этапам осуществления инновационной деятельности основывается на оценке стоимости объектов инвестиций и жизненном цикле инноваций. Жизненный цикл инноваций представляет собой период времени с момента зарождения инновационного решения до его за­мены другой инновацией и охватывает следующие стадии:

а) разработка инновационного решения. Эта стадия жизненно­го цикла инновации представляет собой период ее исследования от появления идеи до разработки практических рекомендаций по ее внедрению. С этой стадией связана, как правило, деятельность толь­ко "рисковых" ("венчурных") предприятий или крупных производст­венных объединений, имеющих исследовательские центры;

б) первичное внедрение в сферу эксплуатации. В процессе этой стадии инновация впервые реализуется "рисковым" ("венчурным") предприятием и доводится до эффективного практического ее использования;

в) расширенное внедрение инноваций. На этой стадии она изу­чается обширным кругом предприятий, избравших инновационную стратегию "быстрый второй" или "отставание с минимальными за­тратами" и внедряется в практику их деятельности;

г) совершенствование инновации. Эта стадия связана с совер­шенствованием отдельных элементов инновации под воздействием

 218

научно-технического прогресса, как правило, предприятиями, использующими основные ее элементы (стратегия - "заполнение пробелов");

д) прекращение инновации. На этой стадии происходит ее за­мещение другой, более эффективной инновацией.

При планировании потребности в инвестиционных ресурсах с учетом отдельных стадий жизненного цикла инноваций следует иметь в виду, что инновационные инвестиции на "рисковых" ("вен­чурных") предприятиях наиболее активно осуществляются на пер­вой и второй стадиях (на этих стадиях ими расходуется до 90% пре­дусматриваемых в соответствии с проведенной оценкой инвестици­онных ресурсов). Небольшой объем инвестиционных ресурсов (до 10% общего размера) им может потребоваться на четвертой стадии. Третья и пятая стадии жизненного цикла инноваций на таких предприятиях

Похожие материалы

Информация о работе