объема приобретения неисключительных лицензий на "ноу-хау" и фрэнчайзинга.
В практике редко встречаются случаи, когда предприятия на протяжении длительного периода неизменно придерживаются одной и той же инновационной стратегии. Смена стадии жизненного цикла предприятия или конъюнктуры рынка могут привести к смене инновационной стратегии или ее диверсификации по отдельным направлениям деятельности или видам продукции.
Избранная предприятием инновационная стратегия позволяет формировать объемы и виды инновационных инвестиций.
217
2. Выбор и оценка стоимости объектов инновационных инвестиции осуществляется в два этапа.
На первом этапе в разрезе видов инновационных инвестиций, предусмотренных к реализации в соответствии с избранной стратегией, изучается предложение и формируются конкретные объекты инвестирования (приобретение "ноу-хау", оплата инжиниринговых услуг и т.п.), требующие финансирования в планируемом периоде.
На втором этапе производится оценка стоимости отдельных объектов инновационного инвестирования. Такая оценка базируется на следующих принципах: а) по научно-технической продукции, рыночная стоимость которой определена и зафиксирована продавцом, оценка осуществляется на основе цен предложения; б) по приобретаемой научно-технической продукции, не имеющей аналогов (обычно специфические инжиниринговые услуги), оценка осуществляется на основе договорных цен, формируемых по соглашению сторон с учетом полезного эффекта от ее использования;
в) по научно-технической продукции, разрабатываемой предприятием самостоятельно, оценка осуществляется по объему соответствующего бюджета на ее разработку.
3. Планирование потребности в инвестиционных ресурсах по этапам осуществления инновационной деятельности основывается на оценке стоимости объектов инвестиций и жизненном цикле инноваций. Жизненный цикл инноваций представляет собой период времени с момента зарождения инновационного решения до его замены другой инновацией и охватывает следующие стадии:
а) разработка инновационного решения. Эта стадия жизненного цикла инновации представляет собой период ее исследования от появления идеи до разработки практических рекомендаций по ее внедрению. С этой стадией связана, как правило, деятельность только "рисковых" ("венчурных") предприятий или крупных производственных объединений, имеющих исследовательские центры;
б) первичное внедрение в сферу эксплуатации. В процессе этой стадии инновация впервые реализуется "рисковым" ("венчурным") предприятием и доводится до эффективного практического ее использования;
в) расширенное внедрение инноваций. На этой стадии она изучается обширным кругом предприятий, избравших инновационную стратегию "быстрый второй" или "отставание с минимальными затратами" и внедряется в практику их деятельности;
г) совершенствование инновации. Эта стадия связана с совершенствованием отдельных элементов инновации под воздействием
218
научно-технического прогресса, как правило, предприятиями, использующими основные ее элементы (стратегия - "заполнение пробелов");
д) прекращение инновации. На этой стадии происходит ее замещение другой, более эффективной инновацией.
При планировании потребности в инвестиционных ресурсах с учетом отдельных стадий жизненного цикла инноваций следует иметь в виду, что инновационные инвестиции на "рисковых" ("венчурных") предприятиях наиболее активно осуществляются на первой и второй стадиях (на этих стадиях ими расходуется до 90% предусматриваемых в соответствии с проведенной оценкой инвестиционных ресурсов). Небольшой объем инвестиционных ресурсов (до 10% общего размера) им может потребоваться на четвертой стадии. Третья и пятая стадии жизненного цикла инноваций на таких предприятиях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.