Одними из первых научно обоснованное определение категории «интеллектуальный капитал» представили Л. Эдвинссон и М. Мелоун, относя к нему фактически все виды ресурсов современной организации, которые не поддаются традиционным оценкам [Edvisson]. По результатам исследований, которые были проведены в шведской страховой компании Scandia, Л. Эдвинссон и М. Мелоун выделили в составе интеллектуального капитала человеческий капитал (human capital) и структурный капитал (structural capital).
За последние 20 лет существенным образом расширился разрыв между стоимостью предприятий, зафиксированной в их балансовых отчетах, и оценкой этой стоимости со стороны инвесторов. «В американских корпорациях за период с 1973 г. по 1993 г. усредненное соотношение между их бухгалтерской и рыночной стоимостью выросло с 0,82 до 1,692. В соответствии с данными за 1992 г., в балансовой отчетности среднестатистической американской компании не находило отображения около 40 % ее рыночной стоимости» [Edvinsson L. Malone M.S.]. Подобная ситуация приобретает все больший размах. Это можно проследить на примере компании «Мicrosoft»: по состоянию на ноябрь 1996 г. общая капитализация ее активов составляла 85,5 млрд. долл., а с учетом амортизационных отчислений владела имуществом, основными производственными фондами и оборудованием на сумму всего 930 млн. долл. [Stewart]. Другими словами, на каждые 100 долл., вложенных в эту компанию, приходятся основных фондов стоимостью немного больше доллара. Полученные данные свидетельствуют, что фактической основой рыночной оценки организаций становятся не только материальные факторы, а и интеллектуальный капитал.
Интеллектуальный капитал – это системное понятие, которое требует рассмотрения с привязкой к требованиям современного информационного общества, в котором решающими ресурсами являются информация и знания. Исходя из того, что интеллектуальный капитал является составной частью человеческого капитала, его, по мнению авторов, можно определить, как интеллектуальные ресурсы, воплощенные в совокупности научных и общих знаний работников, их опыте, знаниях, умениях, навыках, при использовании которых создают интеллектуальные продукты, принадлежащие как его разработчику, так и другим субъектам хозяйствования.
Таким образом, главной задачей организаций на данном этапе развития нашего государства является органическое объединение интеллектуального капитала и материальных активов с целью достижения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке.
19.2 Структура интеллектуального капитала
Несмотря на отсутствие единого мнения относительно определения категории «интеллектуальный капитал», который принято трактовать как все виды ресурсов современной организации, не поддающиеся традиционным оценкам [ ], большинство ученых и практиков [Стюарт, ] считают, что на организационном уровне интеллектуальный капитал включает три составные компоненты.
1. Человеческий капитал – совокупность знаний, навыков, умений сотрудников, опыт конкретных работников как совокупная экономическая ценность данного объекта бизнеса.
2. Структурный капитал – программные средства ЭВМ, программное обеспечение, базы данных, организационная структура, патенты, товарные знаки, а также организационные механизмы, обеспечивающие производительность работников и функционирование организации.
3. Потребительский капитал – будущие потребители продукции организации, его способность удовлетворять потребности клиентов.
Такое распределение компонент интеллектуального капитала является несколько упрощенным и не позволяет полностью оценить значение исследуемой категории в современных условиях хозяйствования. Несмотря на некоторые недостатки в научных работах определенных авторов, они дали толчок для развития и усовершенствования этой концепции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.