Ситуация
Так и подмывает
сказать, что революция на пивном рынке завершается: стабилизируются темпы
роста производства и потребления, компании-лидеры сражаются за доли рынка
исключительно маркетинговыми методами, государство почти отказалось от
попыток многократно взвинтить акциз... Но быть уверенным, что ближайшее
будущее не принесет сюрпризов, нельзя. Крупнейшие пиво-вары сами закладывают
информационные “мины” замедленного действия. Не завершилась еще корпоративная
война двух гигантов — ЗАО “Оболонь” и ЗАО “Сармат” (и неизвестно, когда и чем
она закончится), компания ВВН начала строительство нового завода в Киеве (как
это повлияет на рыночный расклад?).
Тем не менее определенные черты стабильности пивной рынок приобретает.
Например, неуклонно сокращается доля рынка мелких пивзаводов. Их в стране
около сотни, эти предприятия ориентируются исключительно на местные рынки.
Еще 2-4 года назад, в период галопирующего роста производства пива, на мелкие
пивзаводики зарились инвесторы средней руки. Они пытались “раскручивать”
предприятия, и те занимали достойные доли на местных рынках.
Но экономические законы и в Украине, и в Гондурасе действуют четко: крупные
предприятия развивались тоже достаточно динамично, они осваивали миллионы
долларов инвестиций, повышали производительность труда, соответственно
сокращали затраты на единицу продукции (мелкие заводы могли себе позволить
снижать издержки только за счет качества продукции). Монстры смогли тратить
большие средства на продвижение своей продукции, в том числе и в тех
регионах, где господствовали местные производители.
Все это привело к вполне предсказуемым результатам: в 2002 году при общем
росте объемов производства пива в стране небольшие пивзаводы в целом
сократили выпуск пенного напитка на 2,3% (до 16,8 млн дал). Если пару лет
назад ходили слухи о том, что монстры пивного рынка хотят скупить мелкие
заводики и позакрывать их, то сегодня никто ни о чем подобном не вспоминает:
сектор рынка под названием “прочие” сам потихоньку “закрывается”.
Процесс исчезновения мелких предприятий вполне закономерен, но славянская
душа все же побаливает: жалко маленьких. Тем более что в некоторые из этих
“маленьких” были вложены вполне круглые суммы.
Производство
и потребление
Наконец-то украинские
пивовары избавились от всех производственно-потребленческих комплексов. В
2002 году были побиты все совдеповские пивные рекорды: выпуск превысил 140
млн дал (почти достиг 150 млн дал), а “выпив” — “докапиталистические” 28 л на
душу населения. Это больше, чем в пиковом 1985 году, когда в Украине было
сварено 147,4 млн дал пива.
Производители уверены, что это далеко не предел и намерены в 2003 году
увеличить производство пива еще на 7-10%. И если в текущем году экспорт пива
резко не увеличится (и украинки не нарожают миллионы сограждан), то и
внутреннее потребление вырастет на десяток процентов.
Пивовары считают, что украинцу вполне по силам выпивать в год по 50-60 л пива
(таков среднеевропейский уровень потребления этого напитка). Если
производители окажутся правы, то через несколько лет в стране будут
производить около 250 млн дал пива.
Пока ситуация такова: объемы потребления и популярность крепких напитков
снижаются, а потребление слабоалкогольных коктейлей и пива растет. Реклама
слабоградусных напитков сегодня откровенно рассчитана на молодежь; еще лет
десять такой переориентации вкусов, и большинство будут пить исключительно
пиво и “отвертки”.
Сырьё
Основные составляющие
пива — вода, ячменный солод, хмель. И не было еще ни одного дня, чтобы
пивовары независимой Украины не испытывали трудностей хотя бы с одним из этих
компонентов.
Самая острая проблема — дефицит сырья. Ежегодная потребность пивоваров в этом
продукте — не ниже 3,6 тыс.т, урожай хмеля за последние несколько лет не
превышал 1 тыс.т, а в 2002 году вообще было собрано лишь около 500 т хмеля. В
то же время хмелеводы весьма успешно (непонятно, каким образом) лоббируют
свои интересы в парламенте, в результате чего на импорт хмеля и
хмелепродуктов долгое время действует почти запретительная пошлина (50%).
Начиная с позапрошлого года, попытки пивоваров “пробить” закон о
квотированном беспошлинном ввозе хмеля терпят неудачу. При этом сами производители
пива намерены полностью выкупать продукцию отечественных хмелевиков и размер
квот определять исходя из годовой потребности пивоваров минус урожай хмеля в
Украине. Но ни хмелеводы, ни депутаты на уступки не идут, и приходится
завозить “опошленный” на 50% хмель. В прошлом году импортировали
хмелепродуктов на $2,95 млн, в позапрошлом — на $2,775 млн, в нынешнем
планируют ввезти на $3,136 (все суммы — без учета пошлины).
С солодом проблема иная. Ячменя в стране выращивают более чем достаточно, но
качество его не соответствует пивоваренным требованиям. Да и хранят собранный
ячмень так, что его всхожесть резко снижается, вследствие чего он не может
прорасти и стать солодом. Но каким-то “высшим силам” кажется, что трудностей
пивоварам недостает. Запорожские местные власти, например, в ноябре 2002 года
повысили тариф на использование воды с 0,09 грн. до 0,19 грн. за 1 куб.м.
Госрегулирование
Самый последний акт властей с
пивоварами состоялся 24 октября 2002 года, кода был принят Закон Украины “О
внесении изменений в некоторые законы Украины о налогообложении, производстве
и обороте подакцизных товаров”.
Результатом этого контакта было повышение акциза на пиво с 0,21 грн. до 0,23
грн. за 1 л.
Сказать, что это жестоко подорвало экономику производителей, конечно, нельзя,
но сам факт двухкопеечного роста досаден. Дело в том, что Закон в целом
касался не столько пива, сколько крепкого алкоголя и был направлен против
теневого производства ликероводочных изделий.
Но заодно с повышением акцизов на спирт депутаты решили чуть-чуть “ущипнуть”
и пивоваров.
Складывается впечатление, что вот так понемножку акциз на пиво будут повышать
бесконечно. Впрочем у этого впечатления есть вполне реальные основания. Из
абсолютно авторитетных источников БИЗНЕСу стало известно, что готовятся
законодательные акты, предусматривающие индексацию ставки акцизного сбора в
соответствии с уровнем инфляции. Если такой закон вступит в силу, пивоварам
придется “положить зубы на полку”. Ведь рост цен на пиво не соответствует
инфляции, и когда потребительская корзина в целом дорожает, скажем, на 10%,
стоимость пива растет лишь на 1-2%.
Экспорт
Экспорт пива в 2002 году
вырос во всех отношениях. С 9,1 млн дал до 10,8 млн дал увеличились объемы
вывезенного пива “в живом весе” и с $27 млн до $31,6 млн — в денежном
выражении. Выросла и доля общеукраинского экспорта в национальном
производстве. Если в позапрошлом году доля вывезенного из страны пенного
напитка составляла 6,96% сваренного в стране за год, то в прошлом “за бугор”
утекло 7,2% выпущенного пива. Контрактная стоимость экспортируемого пива
принципиально не изменилась: и в 2001-м, и в 2002-м поллитровка стоила около
$0,145. Как и прежде, крупнейшим украинским экспортером остается ЗАО
“Оболонь”, которое в прошлом году вывезло 8,7 млн дал пива. Как и прежде,
представители конкурирующих компаний считают, что успехи “Оболони” на внешнем
рынке объясняются ее неуспехами на рынке внутреннем. Как и прежде,
представители самого ЗАО заявляют, что экспортная программа на предприятии
развивается уже годами, и во многом благодаря экспорту предприятие смогло
встать на ноги в середине 90-х и справилось с кризисом 1998-го. Как
утверждают представители всех крупнейших пивных компаний страны, включая
“Оболонь”, их предприятия не занимаются продвижением своего товара за рубеж и
не тратят ни копейки на “раскрутку” своих напитков в “странах-реципиентах”.
В любом случае для всех пивоваров приоритетным направлением остается
укрепление позиций на внутреннем рынке. “За бугор”, считают пивовары, взоры
устремлять рановато: надо удовлетворять внутренние запросы, которые с каждым
годом растут, и производители в сезон наиболее активного пивопития часто не
справляются с заказами своих дистрибуторов.
Крупнейшая страна — импортер украинского пива — Россия. Тамошние жители в
прошлом году потребили 8,7 млн дал украинского пенного на $25,36 млн.
Среди прочих тайных “пивных патриотов” Украины: Белоруссия, Молдавия,
Эстония, Латвия, Киргизия, Казахстан, Польша, Германия, Корея и даже Малайзия
(в прошлом году в эту страну было вывезено аж 24 л украинского пива).
Импорт
“Пивные”
взаимоотношения Украины с Россией можно сравнить с не совсем исправными
сообщающимися сосудами. При всех имперских амбициях северной “соседки” наше
сальдо в торговле пивом огромно. Если в прошлом году из Украины в Россию
вывезли 8,7 млн дал пива на $25, 36 млн, то из России вытек ручеек в 1,3 млн
дал на $5,07 млн. Сказать, что россиян вовсе не интересует украинский рынок,
нельзя. О “коварных” замыслах тамошних пивоваров свидетельствует хотя бы
массированная реклама российского лидера — “Балтики”. Можно было бы
предположить, что маркетинговая артподготовка питерских пивоваров — часть
совместной программы их предприятия, “Славутича” и “Львовской пивоварни”
(контрольные пакеты всех трех принадлежат холдингу ВВН). Но украинские
менеджеры скандинавской компании утверждают, что никакого отношения к
продвижению российского пива местные заводы ВВН не имеют. Другие
транснациональные пивные компании все же гармонизируют свою политику на
разных рынках. Они, например, сдерживают ввоз пива своих российских заводов и
производят российские ТМ в Украине.
КСТАТИ
|
В начале 2002 года был
завершен процесс формирования единой системы управления предприятиями
группы ВВН в Украине, что, по мнению заместителя генерального директора ОАО
“Пивобезалкогольный комбинат “Славутич” по коммуникации и информации Игоря
Товкача, должно повысить эффективность работы компании, снизить затраты. В
III квартале 2002 года киевские власти дали разрешение компании ВВН на
строительство пивзвода. Строительные работы уже ведутся. В строительство
первой очереди завода будет инвестировано около $50 млн. О мощностях нового
предприятия руководство компании ВВН не сообщает. Мощности предприятий ОАО
”ПБК “Славутич” и АО “Львовская пивоварня”, входящих в группу ВВН в Украине
— 24 млн дал и около 10 млн дал соответственно.
Осенью 2002 года ЗАО “Оболонь” предложило рынку коктейль на основе пива и
лимонада под названием “Бирмикс”. В феврале 2003 года предприятие выпустило
пиво “Оболонь Мiцне”, содержание спирта в новом сорте 7,5%, плотность —
16%.
|
Говорит
производитель
|
Игорь
Бурдыленко (32),
первый вице-президент Украинской пивной компании
(г.Харьков; производство и реализация пива, производство оборудования для
розлива пива;
с 1994 г.; около 1,5 тыс.чел.; годовой оборот — около $70 млн)
О рынке
— Ситуация на рынке сегодня
двойственная. С одной стороны, основные игроки вроде обозначились:
“Сармат”, “Оболонь”, BBH и Sun Interbrew. С другой — потребление пива бурно
растет, и поэтому нынешний расклад не окончательный. Что происходит?
Компания BBH строит в Киеве новый пивзавод, формирование группы “Сармат”,
начавшееся буквально пару лет назад, похоже, еще не закончено. Раз
формируются группы и строятся заводы, говорить об окончательной расстановке
сил на рынке рано.
О производственной
политике
— Раньше рынок был
полупустым, и большие пивзаводы были “нацелены” на среднее или дешевое
пиво, у них просто не хватало сил на освоение дорогой ниши. Сегодня все
основные игроки всерьез занимаются дорогими сортами, ориентированными на
довольно узкую аудиторию. Стремительно развивают крупные производители и
розлив пива в кеги, хотя первыми это начали делать небольшие пивзаводы.
Безликой продукции становится все меньше.
О способах выживания
небольших пивоварен
— В битве гигантов пивного
рынка маленькие производители теряют свои ниши. У небольших предприятий, в
отличие от крупных компаний, нет таких развитых технологий и такого объема
средств для продвижения собственной продукции. Пока же мини-предприятия
пытаются конкурировать на рынке дешевого пива, но у них почти нет шансов.
Думаю, у “малышей” остался единственный путь — переход к созданию дорогого
и качественного местного бренда. Именно это происходит в Германии, Чехии,
где наряду с монстрами рынка в каждом городе есть небольшие пивоварни,
продукция которых пользуется большим спросом.
Сценариев развития малых пивоварен в Украине не так уж и мало. Например,
они могут использовать уникальную тару: в Европе дорогие сорта пива
разливают в оригинальные бутылки с корковой пробкой. Нужно развивать особый
сервис для продвижения на локальном рынке такой дорогой продукции, ну и,
конечно, применять оригинальные рецептуры приготовления напитков. Именно
такой путь развития мы хотим опробовать на входящем в состав нашей компании
Изюмском пивоваренном заводе. В любом случае какую-то долю рынка на
близлежащих территориях, в радиусе 100 км, всегда можно занять. Успешные
примеры развития малых пивзаводов есть: АО “Микулинецкий “Бровар” в
Тернопольской области установил современное оборудование и неплохо
развивается, его доля на локальном рынке — около 70%.
Татьяна
Корж (53),
начальник отдела планирования, экономического анализа и
ценообразования ЗАО “Оболонь”
(г.Киев; производство пива, безалкогольных, слабоалкогольных напитков,
столовой воды; с 1980 г.;
2400 чел.; годовой оборот — немногим более 1 млрд грн.)
О маркетинге
— До 2002 года “Оболонь”
вела относительно пассивную маркетинговую политику. Сейчас ситуация
меняется. 2003 год руководство завода объявило “Годом персонала”. Численный
состав отдела продаж и отдела маркетинга значительно вырос, пришли новые,
молодые специалисты. Мы набрали штат торговых агентов, супервайзеров,
мерчандайзеров — мы намерены контролировать работу розницы и наших
дистрибуторов.
Об экспорте
— В свое время нам удалось
встать на ноги и заработать деньги на развитие именно благодаря экспорту.
За счет него нам удалось выжить и в 1998 году, когда в период жесткой
инфляции приходилось рассчитываться за кредит ЕБРР. И сегодня у нас есть
экспортная программа, согласно которой объемы вывоза пива, как правило,
составляют 20% произведенного. И говорить, что роста объемов выпуска пива
мы достигаем только за счет экспорта, нельзя. Предпочтение мы отдаем работе
на внутреннем рынке, и в сезон далеко не в полном объеме удовлетворяем
экспортный спрос.
|
Говорит
производитель
|
Петр
Перетятько (57),
генеральный директор ОАО “Пивобезалкогольный комбинат
“Славутич” (г.Запорожье; производство пива и безалкогольных напитков; с
1974 г.; 808 чел.; годовой оборот — 370 млн грн.; чистая прибыль — 33,1 млн
грн.)
Об экспорте
— В прошлом году мы
достигли своей основной цели — увеличили долю “ВВН-Украина” на внутреннем
рынке на 2% и в целом заняли более 20% его объема. А что касается экспорта,
то развитие этого направления никогда не было нашей стратегической задачей.
По сути, экспорт такой продукции, как пиво, довольно рискованный вид бизнеса.
Его развитие может в любой момент прекратить государство-импортер (стоит
только ввести дополнительные ограничения), как это произошло, например, в
Белоруссии. Кроме того, увлекшись экспортом, можно утратить позиции в своей
стране, особенно в нашем положении, когда мы испытываем сезонную нехватку
производственных мощностей. Поэтому для “ВВН-Украина” экспорт играет,
скорее, имиджевую роль, и, как следствие, развивается только усилиями
экспортеров.
О ситуации в России
— В прошлом году в России
вокруг производителей пива сложилась нездоровая атмосфера. Ряд негативных
выступлений официальных лиц, повышение акциза на 25% привели к тому, что
рынок стал сокращаться, и объемы производства пива в России за первых 3
месяца 2003 года упали на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года.
О продаже
Славутского солодовенного завода
— Мы приняли непростое
решение — продать прибыльное предприятие, которое к тому же является
крупнейшим в стране производителем солода. Основная причина связана с
перспективными целями компании, которые вынуждают нас сконцентрироваться на
основном бизнесе — производстве и реализации пивобезалкогольной продукции.
Кроме того, продажа солодовни поможет нам привлечь дополнительные финансы
для инвестирования строительства нового пивзавода в Киеве.
Наше предложение уже вызвало определенный интерес. На участие в тендере
подали заявки 5 крупных производителей солода. Вполне возможно участие в
тендере и двух крупных финансово-промышленных групп — российской и
украинской. Надеемся, уже в мае текущего года вопрос о продаже солодовни
будет решен окончательно.
|
Говорит
производитель
|
Людмила
Наконечная (42),
генеральный директор ООО “САН Интербрю Украина”
(г.Киев; производство пива, безалкогольных напитков, столовой воды; с 1999
г.; 3138 чел.; годовой оборот — 780 млн грн.)
О состоянии и
перспективах рынка
— Пивной рынок Украины
достиг более высокой степени концентрации, нежели рынок России или Польши.
Сегодня 4 крупных игрока владеют примерно 90% всего производства и продаж
на внутреннем рынке Украины: “САН Интербрю Украина”, “Оболонь”, “Балтик
Бевериджиз Холдинг“, “Сармат”.
Внутренний рынок продолжает расти, но потребление пива на душу населения
пока гораздо ниже, чем в России и большинстве европейских стран.
Сегодня пивные компании инвестируют средства в наращивание мощностей по
производству пива, и, предполагаю, в недалеком будущем Украина столкнется с
их избытком.
Об инвестициях
— Инвестиционная
деятельность компании “САН Интербрю” в Украине определяется в первую
очередь потребностями рынка и разработанной нами долгосрочной стратегией
развития бизнеса на местном рынке пива. Стратегия ежегодно корректируется.
Это вполне нормальный процесс, так как экономическая и политическая
ситуации достаточно нестабильны, и рынок меняется в зависимости от событий
в макросреде, от действий конкурентов и от наших собственных результатов.
Инвестиции охватывают все сферы деятельности: маркетинг, дистрибуцию,
производство, логистику, информационные технологии.
Основные вложения сегодня осуществляются в развитие производства, но не
столько в целях наращивания мощностей, сколько для поддержания качества
продукции на высоком уровне, представления на рынок инновационной
продукции. В ближайшие дни мы начинаем производство пива “Таллер Айс” в
жестяной банке. В планах и другие разработки, которые в скором времени мы
представим на рынке.
О сырье
— Все потребности в
сырьевых ресурсах решаются с позиции здравого смысла. Что это означает? Все
очень просто. У нас нет диктата со стороны корпоративного офиса, что и где
мы должны закупать. Наше решение покупать или не покупать тот или иной вид
сырья определяется в первую очередь соотношением “цена-качество”. В последнее
время мы все больше закупок осуществляем на внутреннем рынке.
Наши потребности в солоде обеспечивает компания “Малтероп Украина”, с
которой у нас подписан долгосрочный контракт для всех 3 заводов. И только
незначительные объемы солода для определенных сортов пива мы завозим из-за
рубежа. К сожалению, сегодня мы вынуждены приобретать зарубежный хмель, так
как качество отечественного не соответствует требованиям наших стандартов.
|
|