§14. О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА
Преобразования, происходящие в настоящее время в стране, предполагают развитие многообразных форм собственности, демократизацию и укрепление всех сторон общественной жизни, создание и развитие рыночных отношений. В этой связи изменяется роль государства, которая заключается в постепенном переходе к регулированию внешних условий деятельности самостоятельных участников экономической жизни, в значительной степени согласующих свои интересы через рынок. В такой ситуации рабочая сила должна удовлетворять спрос на нее по разным параметрам (качеству, структуре, быть мобильной в пространственном и временном аспектах), который выражается не только в потребности ее, но и в значительной мере в ее стоимостной оценке. Именно в зависимости от того, как оценивается труд, какие гарантии получает работник не только со стороны предпринимателя, но и со стороны государства, в значительной степени зависит ситуация на рынке труда. Поскольку на формирование рабочей силы и ее эффективное использование влияют не только затраты на ее подготовку, но и сама обстановка внутри государства, среда, в которой формируется рабочая сила, так как она является не только фактором производства, но и сложной социальной категорией. И здесь немаловажную роль играет политика государства в области оплаты труда. Известно, что при развитии рыночных отношений величина заработной платы определяется на основе затрат на воспроизводство рабочей силы и с учетом спроса на нее. Однако, наряду с этим должна быть развита и система социальных гарантий, которая формируется законодательно с учетом ситуации в государстве, а также интересов различных социальных групп населения.
В настоящее время наблюдается резкая дифференциация в оплате труда, В этой связи следует обратить внимание на роль
218
государства в регулировании системы оплаты труда. Изучая опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, следует отметить, что вопросы регулирования заработной платы решаются там на нескольких уровнях. На верхнем уровне государство лишь задает внешние параметры деятельности самостоятельных участников рыночных отношений, зафиксированные в нормативных актах и других формах ,.но ни в коей мере не пытается решать за них эти вопросы.
При этом государство регулирует потребности воспроизводства рабочей силы, поскольку базовый уровень заработной платы должен обеспечивать определенный прожиточный минимум, и в этой связи определяющим является анализ и прогноз "потребительской корзины", учет изменений в минимальном потребительском бюджете, динамики инфляции, которая отражает скорость изменения цен на товары. Дав основные исходные данные, государство в дальнейшем выполняет роль наблюдателя по их исполнению. Далее правительственные структуры государства предпринимают активные действия, определяющиеся общественными интересами, которые имеют своей целью обеспечить предпринимателям наиболее благоприятные условия развития, укрепить предпосылки сотрудничества предпринимателей и работников. Роль государства заключается здесь в том, что оно, во-первых, передает функции по установлению тарифных ставок и надбавок так называемой "коллективной автономии", а во-вторых, оставляет за собой право вводить нижний и верхний пределы заработной платы. Нижний — определяет минимум заработной платы, верхний — утверждает так называемый "потолок" повышения заработной платы в рамках "политики доходов". Однако в последние годы во многих странах отказались от утверждения "потолка".
Важным звеном в механизме регулирования заработной платы и установления соотношений в оплате на предприятиях или фирмах являются коллективные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.