1.Дать характеристику товара (телевизоры, сахар), реализуемого на рынке РБ, по форме таблицы 7
2.Изучить и сопоставить характеристики товаров-конкурентов, услуги, сопровождающие товар. Выделить сферы использования товара и возможности их расширения.
3.Подготовить анкету по форме таблицы 8, провести опрос специалистов (не менее 20 человек), обработать полученные данные, рассчитав удельный вес по показателям и определив степень их значимости.
4.Составить конъюнктурный обзор товарного рынка (телевизоров, сахара).
Таблица 7 – Показатели, характеризующие товар
Основные показатели |
Характеристика показателей |
Ассортимент, его широта |
По материальной конструкции различают: · Книжные издания – это издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете; · Журнальное издание – это периодическое издание установленного формата в обложке или переплете; · Буклет – это листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов. По знаковой природе информации различают: · Текстовое издание – большую часть объема занимает словесный, цифровой, формулярный или смешанный текст; · Нотное издание – нотная запись музыкального произведения; · Картографическое издание – географические карты и т.д. · Изоиздания – воспроизведение живописного, скульптурного изображения, специальной или художественно фотографии и других графических работ (диаграмм, схем, чертежей). По объему издания делят на следующие виды: · Книга – это книжное издание объемом свыше 48 страниц; · Брошюра – это книжное издание объемом свыше 4 страниц, но менее 48; · Листовка – листовое издание объемом до 4 страниц. По составу основного текста различают моноиздания и сборники. Моноиздание содержит одно произведение, а сборники – несколько. По периодичности различают: · непериодические издание – выходит однократно, не имеет продолжения; · сериальное издание – выходит в течение времени, периодичность которого заранее не установлена. Отдельные выпуски, как правило, нумеруются и датируются, имеют одинаковое заглавие; · периодическое издание – выходит через определенные промежутки времени с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимся содержанием каждого отдельного номера, но с одинаковым названием, однотипным оформлением, нумерацией и датировкой; · продолжающееся издание – это сериальное издание, которое выходит по мере накопления материала не повторяющимися по содержанию, однотипными по оформлению, нумерованными и датированными выпусками, имеющими общее заглавие. По структуре различают: · Серия – это сериальное издание, однотипно оформленное и состоящее из нескольких томов, объединенных общей тематикой, целевым или читательским назначением. Серия может быть непериодической, периодической и продолжающейся; · Однотомник –непериодическое издание, состоящее из одного тома, а многотомник – из двух и более томов, представляющих собой единое целое по содержанию и оформлению; · Собрание сочинений –это однотомное или многотомное издание, включающее все или большую часть произведений одного или нескольких авторов; · Избранные сочинения –это часть наиболее значительных произведений одного или нескольких авторов, отобранных по определенному принципу и оформленных в виде однотомника или многотомника. По целевому назначению различают: · Официальные издания – содержат материалы законодательного, директивного или нормативного характера и издаются от имени государственных органов, учреждений и ведомств. Сюда относятся кодексы, уставы и т.п. · Научные издания – содержат материалы теоретических и экспериментальных исследований и предназначены для научной и научно-исследовательской работы. К таким изданиям относятся монографии, сборники научных трудов, тезисы докладов научных конференций и др. · Научно-популярные издания – представляют результаты научных исследований в различных областях деятельности (науки, культуры), изложенные в доступной форме для широкого круга читателей. · Учебные издания – содержат систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанные на учащихся разного возраста и степени подготовки. Это учебные программы, учебники и учебные пособия, практикумы и другие материалы для школ, ПТУ, техникумов, колледжей, институтов. · Производственно-практические издания – рассчитаны на специалистов разной квалификации, содержат сведения по технологии, технике и организации производства. Примерами таких изданий являются практические руководства и пособия, самоучители. · Массово – политические издания – содержат произведения общественно – политической тематики, агитационно-пропагандистского и воспитательного характера, рассчитанные на широкий круг читателей. Примером являются публикации статей, выступлений политического характера, комментариев к ним. · Справочные издания – содержат краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого обнаружения. Примерами являются словари, энциклопедии, каталоги, справочные пособия по областям науки, культуры. · Рекламные издания - содержат в привлекательной форме сведения о товарах, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. Сюда относятся рекламные проспекты новых товаров, видов услуг, каталоги выставок, аукционов и т.п. · Издания для досуга – включают сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений, рассчитанные на широкий круг читателей. Это разные пособия по шитью, домоводству, сборники кроссвордов, головоломок, народных и современных эстрадных песен и др. · Литературно-художественные издания – включают произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов в прозе и стихах. |
Качество: |
|
-технико-экономические показатели |
|
-экологичность |
|
-эргономические показатели |
Характеризуют удобство пользования книгой. Формируются эргономические свойства на этапе конструирования книги (формат, шрифт, вид и качество иллюстраций и т.д.)К основным эргономическим свойствам относятся: · Удобство удержания книги в руках (зависит от формата и массы книги); · Удобство поиска нужного раздела текста, иллюстраций (зависит от рациональной организации справочно- вспомогательного материала книги, от рубрикации(деления на разделы, главы, параграфы)зафиксированной в оглавлении) · Удобство чтения зависит в первую очередь от шрифта и длины строки книги. Характеризуется легкостью прочтения текста: если текст мелкий, буквы нечеткие, непривычной формы, то такой текст читается с трудом. Удобство чтения – важное свойство, особенно для детской литературы. · Удобство ношения – зависит от формата, вида переплета, объема (количества страниц) книги. Это свойство важно для литературы, носимой с собой: разговорников, словарей, справочников · Удобство хранения – зависит от формата, применяемых переплетных материалов, толщины книги, четкости надписей на корешке. |
-эстетические показатели |
Высокие эстетические свойства книг обуславливаются хорошим полиграфическим и художественным оформлением, т.е. выбором формата, шрифта, способа воспроизведения иллюстраций. К эстетическим свойствам книг относятся: · Информационная выразительность; · Рациональность формы; · Композиционную целостность; · Совершенство полиграфического исполнения. Эстетические свойства являются наиболее важными для художественной, детской литературы, рекламных изданий, книг по искусству. |
Нормативные требования |
Контроль качества книг в книготорговой сети сводится к проверке полиграфического качества исполнения путем внешнего осмотра. Качество книг должно соответствовать следующим полиграфическим требованиям: · печать должна быть четкой, одинакового тона, без непропечатанных, бледных или забитых краской участков текста и иллюстраций; · при многоцветной печати тон краски должен быть одинаковым во всех экземплярах издания, отдельные цветные участки должны правильно совмещаться друг с другом на отпечатке (оттиске); · должна обеспечиваться полная комплектность блока, правильная последовательность страниц без пропусков и повторений, перевернутых листов, перекосов. Недопустимы следующие полиграфические дефекты: · загрязненные типографской краской обложка, переплет, страницы; · перевернутые или перекошенные изображения на переплете, смещение надписей на корешке; · непрочное скрепление блока, наличие выпадающих или слабо сшитых тетрадей или страниц, наличие мятых, рваных листов, листов с морщинами на оттиске и др. К торговому браку относят дефекты, возникшие в результате неправильной упаковки в торговой сети (например, порча переплетов врезавшимся шпагатом), небрежного хранения и перевозки книг (следы загрязнения, подмочки, нарушение целостности поверхности обложки). Книги, имеющие полиграфический брак, подлежат обязательному обмену на доброкачественные экземпляры. |
Жизненный цикл |
|
Сфера применения товара |
|
Наличие товаров-имитаторов |
|
Образ, марка, имидж товара |
Таблица 8 – Анкета по оценке степени значимости требований покупателей к товару
Требования (их формулировка) |
Степень значимости |
||
необходимо |
желательно |
безразлично |
|
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
И т.д. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.