БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА
Кафедра «Философии, истории и политологии»
Реферат по «Истории белорусской культуры» на тему:
«Полоцкая и Гродненская школы зодчества»
Происхождение деревянного зодчества Беларуси берет начало от конструкционных форм деревянной архитектуры восточных славян IX - XII в. Сруб как архитектурный модуль оказался неисчерпаемым источником архитектурно-конструктивного решения террас и оград, башен и ворот, замков, жилых и хозяйственных построек, посадов. Строительство приобрело определенные, специфические архитектурные каноны и способствовало развитию профессионального зодчества на землях Беларуси.
Тема данного реферата « Полоцкая и Гродненская школы зодчества ».
Эта тема актуальна в наше время, так как и по сей день, сохранились памятники белорусской архитектуры, и мы можем оценить степень развития культуры того времени, особенности и традиции школы белорусского зодчества.
В первой главе данного реферата рассказывается о Полоцких памятниках архитектуры, о особенностях их конструкции. Первым из числа выдающихся культовых сооружений можно считать Софийский собор. От собора остались только отдельные части фундамента, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов. Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял такое же центрическое сооружение, как и Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями.
Собор Спасо-Ефросиньевского монастыря построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. - небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми художественными средствами.
Выделяется в монастыре церковь Бориса и Глеба, построенная зодчим Иоанном несколько раньше собора Спасо-Ефросиньи. Между обеими постройками имеется композиционная общность: ступенчатое, ярусное построение завершающей части.
Во второй главе рассказывается о Гродненской школе зодчества. Своеобразные черты древнерусского зодчества на Гродненской земле представлены особенно полно в Нижней и Борисоглебской ( Коложской ) церквах XII в. на Замковой горе в Гродно. Нижняя церковь, очевидно, была соборным храмом гродненской крепости. По остаткам стен ( их высота в отдельных местах превышает 3 м.) можно заключить, что постройка представляет собой небольшой цельный объем с одной главой.
Что касается Борисоглебской церкви, она относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестово-купольной системы. По своей архитектуре она родственна Нижней церкви: та же компактность объема, однокупольное завершение, конструкция стен с использованием валуна, декоративная обработка фасадов. Однако имеются и отличительные черты. Это более тщательная кладка плинфы с вкраплением в нее более мелких валунов, относительно более тонкие стены и круглые в сечении столбы.
В данном реферате был использован такой источник как «Культовое
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.