Морское страхование, страница 2

            Объектами морского страхования является всякий имущественный интерес связанный с мореплаванием, это судно, в том числе строящееся, груз, плата за проезд пассажиров, денежные суммы причитающиеся капитану. Объект указывается в договоре. При заключении договора  М.Стр. указываются существенные обстоятельства такие, как год постройки судна, назначения судна (сухогруз, газовоз и т.д.) водоизмещение, брутто-тонаж, флаг судна, судовладелец, ограничения по району плавания (океанское судно, дальнего и малого плавания, какая установка). Вид груза, его позиция (мороженная рыба, цитрусовые), тара и упаковка; масса, вес, объем. Одна из отличительных особенностей договора является –абандон, возможность отказа страхователя от своих прав на застрахованное судно или груз с целью получения от страховщика 100% страховой суммы, при этом право га застрахованное имущество переходит к страховщику.     

11.

            Морское страхование судов (Каско – страхование ответственности судовладельца пред третьими лицами) рассматривается как самостоятельный вид страхования в Украине. Содержание морского страхования судов концентрируется вокруг корпуса, машин и оборудования судна на случай гибели или повреждения в ходе морских предприятий. Традиционно «каско» занимаются  акционерные страховые компании. В условиях договора может быть включен пункт обеспечения ¼ страхового покрытия, ¾ судовладелец может покрыть через клуб взаимного страхования, став его членом.

            Выделяется морское страхование судов находящихся в эксплуатации, а также в постройке. Эти правоотношения основаны на оговорках (клаузулах), которые отражены в КТМ

 - Оговорка об изменении рейса, если порт назначения изменяется после начала рейса. Договор имеет силу, если страховщик был вовремя извещен об изменении рейса, дал свое согласие, и если это потребовало получить дополнительную страховую премию. В противном случае страховщик освобождается об ответственности по договору с момента, когда было дано указание об изменении рейса.

- юрисдикционная оговорка – письменно подтверждается по законам какого государства и где будет рассматривать спор.

 - Ядерная оговорка – страховщик не несет ответственности в случае ядерного инцидента.

        Основные правоотношения – Страхование судов находящихся в эксплуатации об ответственности за полную гибель и повреждение судна; повреждение; за полную гибель – право выбора варианта страхователем.

            В договоре оговариваются исключаемые из договора покрытия:

           - убытки вследствие умысла и грубой неосторожности; вследствие износа, коррозии судна; при эксплуатации в условиях не предусмотренных его классом (в ледовой обстановке); воздействия радиации; с удалением остатков судна, причинением ущерба Окр. Среде, здоровью людей; Список исключений стандартный. Договор страхования судна может быть прекращен, для этого стороны должны письменно уведомить друг дуга не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты прекращения договора.

111.

            Международная практика страхования грузов опирается на базисные условия поставок, которые отвечают на вопрос, какие обязанности по страхованию несут стороны внешнеторгового контракта. Свод всех базисных условии носит название – инкотермс в редакции 2000г. это международные правила толкования торговых терминов. Их можно сгруппировать по трем позициям: 1-я – технологические операции по приведению груза в транспортабельное состояние; 2-я – транспортные операции, фрахтование или бронирование места на судне, погрузка, укладка (штивка) груза; 3-я – технологические процессы по передаче товара грузополучателю. Каждый вариант базисных условий обозначается с помощью условного сокращения из заглавных Украинских или латинских букв в форме аббревиатуры (FAS, CF). Страхование грузов относится к числу традиционных видов морского страхования с учетом специфических рисков. В основе лежат рекомендательные нормы, разработанные институтом лондонских страховщиков, которые опираются на нормы международного морского права. Не соблюдение этих норм создает препятствие при размещении риска страхования грузов. Морское право требует, что при заключении договора страхования груза страхователь сообщил сведения, имеющие существенное значение для определения степени риска. В составленном заявлении о приеме груза на страхование страхователь обязан объявить страховую сумму груза, а страховщик соотносит ее со стоимостью груза, т.е. действительной стоимостью на день заключения договора. При морском страховании груза объявленная страховая сумма не может превышать страховой стоимости груза. Страховая сумма должна соответствовать стоимости груза, указанной в счете продавца с включением фрахта и страховой премии.