Европейская культура Нового времени (XVI в. – нач. XX в.), страница 3

Появившись в конце XVI в., барокко присутствовало в европейской культуре вплоть до середины XVIII в., но, безусловно, его «золотая пора» - XVII в. Барочное искусство представляли прославленные художники М. Караваджо (1573 - 1610), Эль Греко (1541 - 1614), П.П. Рубенс (1577 - 1640), Х. Рембрандт (1606 - 1669), Д. Веласкес (1599 - 1660), скульптор и архитектор Дж. Л.Бернини (1598 - 1680), литератор Кальдерон (1600 - 1681), композиторы К. Монтеверди (1567 - 1643), А. Вивальди (1678 - 1741), И.С. Бах (1685 - 1750).

2.Важной вехой в становлении самосознания новоевропейской культуры, ее претензий на свою исключительность и превосходство над другими культурами стала эпоха Просвещения. Начало эпохи обычно связывают со «славной революцией» 1688 г. в Англии, а конец датируют 1789 г., когда вспыхнула Великая Французская буржуазная революция. Таким образом, эпоха Просвещения приходится в основном на XVIII в. и часто с ним отождествляется.

Своим названием эпоха обязана популярности идей, высказывавшихся философами-просветителями. В числе знаменитых просветителей были англичане Дж. Локк и А. Шефтсбери, шотландцы Д. Юм и А. Смит, немцы Г. Лессинг и И. Гердер, североамериканец, один из творцов США, Б. Франклин, но наибольшую славу и влияние приобрели французские мыслители Ш. Монтескье (1689 – 1755), Вольтер (1694 – 1778), Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778), Д. Дидро (1713 – 1784), П. Гольбах (1723 – 1789). К середине XVIII в. просветители безусловно определяли интеллектуальную моду Европы. Европейские монархи либо стремились привлечь просветителей к своим дворам, либо считали их своими злейшими врагами.

Среди просветителей не было полного совпадения взглядов. И все-таки можно говорить о Просвещении как о довольно четко обозначившемся идейно-культурном движении, буржуазном по своему социальному смыслу. Его девизом могли бы стать слова: «Живи своим умом! Не клонись ни перед какими догмами, авторитетами, традициями!» Критичность мышления, отточенную в ходе научной революции XVI – XVII вв., просветители «вынесли за пределы лабораторий» и обрушили на европейское общество. Они объявили войну предрассудкам, всему, что не способно оправдаться  «перед судом Разума», а этим оказались и вера в богоустановленность государственной власти, и преимущества знатного происхождения, и религиозная нетерпимость, и т. д.

Излюбленной мишенью для просветительской критики было традиционное христианство. Особенно сильно доставалось Католической Церкви, о которой Вольтер писал: «Раздавите гадину!» Правда, чистые атеисты в кругу просветителей встречались редко, и сам Вольтер признавал, что если бы Бога не было, его стоило бы выдумать. Большинство просветителей стояли на позициях деизма или пантеизма, так или иначе отрицая Божественный Промысел о судьбах мира. И то, что их насмешки над Библией и Церковью, над христианскими чудесами принимались «образованным обществом», являлось верным признаком нарастающей дехристианизации Европы.

Крупнейшим собранием просветительских идей стала многотомная «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», выходившая во Франции в 1750 – 1780-е гг. Но просветители распространяли свои взгляды не только через  теоретические работы. Дидро и Руссо, к примеру, писали популярные романы, а Вольтер сделался крупнейшим французским драматургом-трагиком XVIII в. Вообще искусство той эпохи несет на себе сильный отпечаток Просвещения. Это можно сказать даже о таких его произведениях, которые сейчас кажутся чисто развлекательными или детскими. Вот «Путешествия Гулливера», сочиненные Дж. Свифтом, - они являются ярким образцом всесокрушающей просветительской сатиры. Или роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - в нем Д. Дефо с симпатией нарисовал образ предприимчивого и расчетливого буржуа, олицетворение того «естественного человека», чьи права брались защищать просветители.  А комедию П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Наполеон назвал «революцией в действии», считая, что она непосредственно подготовила катастрофу феодальной Франции в 1789 г.!