Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей природной среды

Страницы работы

Содержание работы

Лекция №6 «Экономико-Правовой механизм природопользования и охраны 

                     Окр.Пр.среды»

Вопросы:

1. Понятия экономико-правового механизма природопользования и охраны окр.при.среды.

2. Платность природопользования, виды платности.

1. Развитие научно-технического прогресса и переход экономики у рыночным отношениям определяет увеличение техногенной нагрузки на природу, что может создать отрицательные последствия для состояния окр.прид.среды. Ухудшение качества окр.при.среды снижает производительность сельского, лесного, рыбного, охотхозяйства. Ежегодные потери экономики от загрязнения Украины окр.среды и нерационального природопользования составляет от 15 до 20% национального дохода. В основных направлениях государственной политики в области охраны, обеспечения экобезопасности характеризуется как кризисное. Причина – пренебрежение законами развития и воспроизводства природных ресурсов. Экологическая ситуация является результатом того, что экономическое развитее осуществлялось без учета экологических интересов.  Решение экологических проблем поможет решить экономические и социальные проблемы. Решение этой проблемы лежит в синхронизации экономических и экологических интересов, для чего государством должны быть созданы необходимые условия.

            В основном управление охраной окр.при.средой осуществлялось административными методами. Административные структуры были наделены полномочиями связанные с использованием природных ресурсов, охраной окр.сред экологические ограничения устанавливались путем утверждения  различных нормативов. Отсутствие экономических рычагов и экономического стимулирования привело к тому
 что природопользователи не были заинтересованы в обеспечении комплексного использования ресурсов, загрязнение окр.среды не влияло на результат хозяйственной деятельности. Практика показала необходимость объединения административных и экономических методов в управлении.

            Главной задачей внедрения экономических методов в управлении природоохранной деятельностью, является: обеспечение эколого-экономической согласованности общественных интересов с интересами отдельных предприятий (природопользователей). Эти методы нельзя противопоставлять, административные методы устанавливаются админзаконодательством, а экономические –природоохранным. Админметод базируется  на государственном принуждении, экономический метод побуждает к правопослушному поведении за счет имущественных интересов.

            Под экономическим механизмом управления понимаются совокупность экономических мер, которые обеспечивают охрану Окр.при.среды, рациональное использование. Основными элементами экономического механизма, согласно ст.41 ЗУ «Об охране окр.природ.среды» выступают: определение источников финансирования мероприятий по охране окр.среды; установление лимитов использования, выбросов и  размещение отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов,  выбросы и сбросы.; предоставление кредитных, налоговых и др.льгот. Экономический механизм включенный в правовой механизм выполняет ряд функций: обеспечивает природопользование и охрану окр.среды; стимулирующая – состоит в создании условий экономической заинтересованности в выполнении эконорм (ст.48 ЗУ «Об ох. Окр.при.среды»). В состав экономико-правового механизма входят такие стимулы как экологическое страхование, введение поощрительных цен на экочистую продуцию, экологшический аудит. Главным составным элементом экономико-правового механизма  природопользования выступают: сбор за специспользование природных ресурсов; сбор за загрязнение Окр.при.сред. система кридитования и финансирования, поддержка экоиндустрии.

            Эконом-правовой механизм подразделяется на группы: экономические санкции; экономические стимулы; экономические гарантии.

11.

            Платность выступает одним из основных принципов современного природопользования. Она реализуется путем установления сборов с природопользованием и тесно связана с включением определенной части природных ресурсов в рыночный товарооборот. Согласно требованиям ЗУ «Об охране Окр.при.среды» предусмотрено три вида сборов: за специальное использование природных ресурсов; за загрязнение окружающей среды; за ухудшение качества природных ресурсов, которые в свою очередь подразделяются на подвиды.     

Похожие материалы

Информация о работе