Перечень таких научных проблем и обоснование вариантов их решения можно продолжить. Все это достаточно обстоятельно отражено в многочисленной исторической литературе. Однако обращает на себя внимание следующий факт: инициаторы споров из числа так называемых национал-радикалов, «адраджэнцау», как они сами предпочитают себя называть, постоянно стремятся свести проблему лишь к истории межконфессиональных отношений, трактовать ее с позиций узкоцерковной истории. Внутриполитический аспект проблемы видится ими лишь в русле отношений церкви и светских властей, церкви и культуры, а внешнеполитический — как «проявление агрессивных замыслов Москвы против Беларуси». При этом замалчиваются исконное, с X в., конфессиональное и этнокультурное единство восточных славян и очевидная католическая экспансия на славянские земли.
На деле эта проблема гораздо шире и глубже. Она носит для белорусской истории судьбоносный, цивилизационный, геополитический характер. На протяжении столетий решается вопрос о том, быть ли Беларуси самой собой. Или перестать быть, стать чем-то иным, сохранив лишь имя, как опустевшую оболочку. Впрочем, и на имя покушались и покушаются, предлагая сегодня переименоваться в «литвинов», «кривов» или еще как-нибудь, лишь бы избавиться от ненавистного для таких прожектеров корня «рус», объединяющего белорусов с другими восточными славянами.
Речь идет о том, чтобы, отвлекая внимание специалистов и общественности разными второ- и третьестепенными частностями, исподтишка похитить у народа его живую душу. Подменить ее, подобно тому, как подсовывает кукушка свое яйцо в гнездо певчей птахи, чтобы вскормленный обманутыми хозяевами гнезда кукушонок затем выбросил наземь их потомство и продлился род кукушечий. Недаром в свое время народ окрестил «душехватом» лютого ренегата, униатского епископа Иосафата Кунцевича, убитого в 1623 г. восставшими витебчанами и возведенного впоследствии римской курией в ранг католического святого.
Вот что следует уяснить с полной определенностью. И неважно, насколько субъективно осознают это отдельно взятые современные душехваты. Иным, может быть, кажется, что они радеют на благо народа, но давно сказано — благими намерениями вымощен путь в ад. Идеологи же, вдохновители этой кампании, прекрасно знают, чего хотят. Им выгодно скрывать эти далеко идущие цели не только от народа и оппонентов, но и от своих ослепленных фанатизмом последователей.
Сама
же историческая суть проблемы Брестской религиозной унии сводится к следующему.
Вспомним, что современные европейские нации, государства, цивилизации, культуры
при всех нюансах в различении этих понятий общепринято определять как
христианские. В справедливости этого определения не усомнится ни один серьезный
специалист, независимо от своего личного отношения к религии и церкви.
Действительно, именно христианство создало из раздираемых родовой враждой
племен варварской периферии Римской империи поныне существующие народы-этносы,
явилось духовной основой европейской культуры, цивилизации и государственности.
Но христианство никогда не было единым, как не была внутренне единой сама
Римская империя, в лоне которой оно возникло, сформировалось и возвысилось до
положения государственной религии.
В XVI в. была предпринята попытка изнутри взорвать православие и окончательно поставить православную церковь Речи Посполитой вне закона. Пробил час Брестской унии. Она замышлялась как финал двухвековой трагедии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.