Министерство Образования Республики Беларусь
У.О «Белорусский Государственный Университет Транспорта»
Кафедра «Философия, история, политология»
СУРС-2
По курсу истории Белоруссии
Вариант 12
Студента электротехнического факультета
группы ЭМ-11 Крупенкова Е.А
Научный руководитель: доцент Г.И. Близнец
Гомель 2009
Содержание
Библиография на тему
«Статут 1588 г.: основные положения и значение..................................3
Брестская уния и её политическое и культурное значение.……….……..4
Викторина Что? Где? Когда? На тему «Создание Речи Посполитой. Люблинский сейм и его решения»……………………………………………………17
Тест по теме: «Короли РП и их деяния (XVI-XVIII вв.)»……………………..19
Список используемой литературы…………………………………………………21
Библиография на тему «Статут 1588 г.: основные положения и значение»
1. Анiшчанка .Я Канец Статута Вялiкага Княства : Чырвоная змена -1966. 8 лют.
2. Далiдовiч Г.В. Леу Сапега i статут 1588 : Лiтаратура i мастацтва -2003. 10 кастр.
3. Доунар Т. Самы знакамiты помнiк права Беларусi : Юстыцыя Беларусi -2008. 3
4. Иванисова В. Статут Вяликага Княства Литоускага 1588 г. Развитие идеи правового государства
5. Шагук А.С. Статут Вялiкага Княства Лiтоускага 1588 г.
6. Статут Вялiкага Княства Лiтоускага 1588 г. –Мн. : Беларусь 2002
7. Статут Вялiкага Княства Лiтоускага 1588 г. :Тэксты, даведкi, каментарыi –Мн. Беларуская савецкая энцыклапедыя 1989
8. Клочко Р.Н. Принцыпы уголовно-правового регулирования в рамках статута ВКЛ 1588 г. : Веснiк Гродзенскага дзяржаунага унiверсiтэта Серыя 4 -2008 1
9. Кожедуб А. «Власть и вольность в руках своих имеем» : Литературная газета -2008 29 окт
10. Лютый А.М. Статуты ВКЛ (1158, 1566, 1588) –Крынiцы па гiсторыi запрыгоньвання сялян у XVII ст. Весцi ВДПУ серыя 2 Гiсторыя, Фiласофiя, Палiталогiя, Сацыалогiя, Эканомiка, Культуралогiя -2007 3
Введение
Брстская религиозная уния занимает в истории Беларуси совершенно особое, центральное, судьбоносное место. Вопрос был поставлен со всей определенностью — быть Белой Руси или не быть. До сих пор продолжают существовать силы, для которых этот вопрос еще не закрыт. Борьба вокруг унии продолжается. Угли еще тлеют под историческим пеплом. Поэтому именно даже сегодня имеет смысл еще раз оглянуться назад, еще раз подытожить рассмотренные ранее события трагической белорусской истории.
Брестская уния
Фактическая, событийная сторона подготовки и проведения самого Берестейского собора, а также последующего принудительного насаждения на белорусских землях униатства давно и хорошо изучена. Опубликованы и прокомментированы источники. Это сделано настолько основательно, что возможные новые единичные находки вряд ли способны что-либо существенно изменить в наших представлениях. Споры в науке ведутся либо о фактографических частностях, либо об интерпретации событий. Круг дискуссионных проблем приблизительно таков.
Сколько было сторонников унии в разных слоях населения и насколько они были искренними? При этом сам факт сопротивления большинства населения унии и ее насаждения насильственными действиями ни один серьезный историк, независимо от конфессиональных пристрастий, не оспаривает.
Можно ли считать униатство самостоятельной конфессией или это был лишь замаскированный остатками православной обрядности филиал католицизма? Думается, на этот вопрос в настоящее время однозначно ответил сам Святой престол в Риме, официально определяя униатство в Западной Украине как «Украинскую католическую церковь восточного обряда» и относя ее приходы к католической канонической территории.
Содействовала ли уния смягчению межконфессиональной напряженности, укреплению веротерпимости или наоборот? В какой мере можно считать деятелей унии борцами за единство христианства в духе равенства и любви? При ответе на этот вопрос совокупность фактов позволяет уверенно утверждать, что, несмотря на, возможно, благие намерения отдельных деятелей, уния усложнила и ужесточила межконфессиональные противоречия. Диссидентский вопрос стал одной из главных причин внутреннего разложения Речи Посполитой и, в конце концов, ее падения.
Содействовала ли уния развитию белорусской народности и ее культуры? Здесь яростно спорят о многих частностях, но главный итог очевиден: носители профессиональной образованности народа, дворянство и верхние городские слои, денационализировались. Они порвали не только с православием, но и, в конечном счете, с унией, осознали себя поляками, в лучшем случае «поляками белорусского происхождения». Хранителями белорусской культуры остались народные массы и православное духовенство, в том числе низы униатского духовенства. Они на деле никогда с православием не порывали и всегда с надеждой смотрели на восток.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.