Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет Транспорта
Кафедра философии, истории, политологии
Доклад на тему:
«Рельсовая война» в период
Великой Отечественной Войны.
Выполнила Проверила
студентка гр. УК-12 кандидат исторических наук,
Якимова Е.В. доцент Близнец Г.И.
Гомель 2004
Сочетание ударов фронтов Красной Армии с действиями партизан с тыла учитывалось Ставкой Верховного Главнокомандования как один из факторов первостепенного оперативного значения. Ставка ставила перед партизанами Белоруссии задачу дезорганизации оперативного тыла противника и срыва подвоза его резервов к линии фронта, а также оперативных перебросок войск между фронтами [2, c.166].
По указанию и при непосредственной и постоянной помощи ЦК КП(б)Б Белорусский штаб партизанского движения начал самым напряжённым образом проводить подготовку к этой операции: согласовывал с фронтами наиболее важные направления ударов по коммуникациям, сроки начала операций и другие вопросы взаимодействия партизанских сил с фронтами.
Командование и штабы 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского, 2-го Белорусского фронтов оказывали огромную помощь в подготовке операций партизан; они выделили необходимое количество взрывчатых веществ, боеприпасов и других средств и обеспечили переброску всего этого партизанам фронтовой авиацией. Только авиацией 1-го Белорусского фронта (командующий воздушной армией генерал С. И. Руденко) за короткий период было переправлено в партизанские отряды и бригады, действовавшие на направлении этого фронта, более 128 т взрывчатых веществ и боеприпасов.[3,c.537]
Такая всесторонняя подготовка и помощь партизанам позволяли рассчитывать на успешное проведение массовой одновременной операции — «рельсовой войны», к которой подпольные партийные органы и партизаны, соблюдая строжайшую секретность, активно готовились начиная с 8 июня, когда они получили об этом указания ЦК КП(б) Белоруссии и Белорусского штаба партизанского движения.
Сложным оказался вопрос о начале массового проведения этой операции. Дело в том, что командование Красной Армии проводило подготовку к наступлению настолько скрытно от противника, что последний даже не предполагал о наступлении большими силами именно на центральном направлении и ничего не знал о времени начала операции. Более того, исходя из оценки обстановки, немецко-фашистское командование ошибочно предполагало до самого последнего дня, что наступление будет предпринято на южном направлении, в связи с чем там и были сосредоточены крупные резервы. 13 этих условиях более или менее раннее массовое выступление партизан в тылу группы армий «Центр» могло бы показать противнику, что именно здесь будет наступление, а это позволило бы ему подтянуть резервы и тем самым усложнить наступательные операции Красной Армии. Поэтому было решено нанести массовый рельсовый удар по коммуникациям и линиям связи противника не в ходе подготовки наступательной операции советских войск, а перед самым наступлением.[2, c.167]
Директивой ЦК КП(б) Белоруссии от 8 июня 1944 г., переданной подпольным партийным органам, партизанским отрядам и бригадам, ставилась задача нанести всеми силами мощные удары по железнодорожным коммуникациям противника и парализовать его перевозки па линиях Полоцк — Двинск, Полоцк — Молодечно, Орша — Борисов, Минск — Брест, Молодечно — Вильнюс и Вильнюс — Двинск. Первый удар предполагалось нанести одновременно в ночь на 20 июня 1944 г., а в дальнейшем наносить непрерывные удары, добиваясь полного срыва перевозок противника .
Насколько оправданным был выбор срока удара, показывает следующее заявление немецкого генерала Типпельскирха. «Последняя неопределенность относительно начала сроков наступления,— пишет он,— рассеялась 20 июня, когда партизанами были предприняты крупные диверсии на железных дорогах Пинск — Лунинец, Борисов — Орша и Молодечно — Полоцк, то есть как раз па коммуникациях группы армий «Центр». Между 21 и 23 июня четыре русских фронта начали наступление...»
В ночь па 20 июня 1944 г. белорусские партизаны атаковали железнодорожные коммуникации группы армий «Центр» на всем протяжении от линии фронта до государственной границы и нанесли свой знаменитый рельсовый удар.
За одну ночь партизанами было перебито 40 775 рельсов. При этом па такой основной артерии, как Брест — Барановичи — Минск — Орша, было перебито в эту ночь 11240 рельсов, на линии Брест — Лунинец — Старушки — 3095 рельсов, а на линии Вильнюс — Двинск белорусские партизаны совместно с литовскими партизанами перебили 2375 рельсов.
Каждое партизанское соединение, каждая бригада, каждый отряд стремились наилучшим образом выполнить задание ЦК КП(б)Б и Белорусского штаба партизанского движения. Об этом свидетельствуют многочисленные факты боевых действий партизан.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.