«Рельсовая война» в период Великой Отечественной Войны, страница 2

  Партизаны Могилевского соединения, действовавшие в труд­нейших условиях вблизи линии фронта, в боевых порядках войск противника, в ночь на 20 июня 1944 г. нанесли удар не важной рокадной линии Витебск — Орша — Могилев, с боями захватили эту линию, разрушили 40 км железнодорожного полотна, взор­вали более 5000 рельсов и 2 железнодорожных моста. Разру­шения на дороге были настолько значительными, что противник так и не смог ее восстановить. Оставшиеся здесь па перегонах 10 эшелонов стали трофеями Красной Армии.[2,c.168]

В ту же ночь партизаны Круглянской бригады под руковод­ством Н. Г. Ильина и С. Ф. Новикова па магистрали Минск — Орша взорвали 1555 рельсов, 2 железнодорожные будки, сема­фор, разрушили более 13 км телеграфно-телефонной связи. Освейская бригада (командир И. К. Романов, комиссар А. И. Сергушко) на линии Полоцк — Бигосово взорвала 414 рельсов; 2-я Витебская бригада (П. 3. Потапенко, В. М. Козловский) на участке Молодечно — Вильнюс уничтожила 614 рельсов; 2-я Дриссенская бригада (И. М. Кухаренко, И. В. Хут) на линии Грулево — Антонове вывела из строя 272 рельса; бригада «За Совет­скую Белоруссию» (А. Н. Базилевич, Т. А. Молчап) на линии Минск — Борисов взорвала 789 рельсов; 25-я Минская бригада (А. Н. Далидович, А. А. Боровик) на линии Старушки — Уречье уничтожила 967 рельсов; 12-я кавалерийская бригада им. Ста­лина (В. А. Тихомиров, И. А. Теплинский) па линии Барановичи — Лунинец вывела из строя 703 рельса; бригада им. Алек­сандра Невского (Н. Д. Курильчик, В. Т. Меркуль) на линии Житковичей   взорвала 524 рельса, бригада им. Пархо мелко (А. В. Львов, 11. Б. Храпко) на линии Старушки — Уре-чье уничтожила 987 рельсов; бригада им. Рокоссовского (А. В. Ро­манов, 11. М. Машеров, Ш. Н. Нигомасп) на участке Полоцк — Молодечно уничтожила 1300 рельсов; бригада «Разгром» (Н. К. Балан, И. В. Локтионов) па липни Минск — Орта взорвала 1303 рель­са, а бригада им. Чкалова (Н. II. Розов, И. С. Конопович) па линии Любань — совхоз «Сосны» — 390 рельсов. Успешно дейст­вовали и другие бригады.

             При нападениях на железнодорожные линии партизанские бригады взрывали рельсы, уничтожали связь, захватывали стан­ции, эшелоны, истребляли немецкую охрану и т. д. [2, c.169]

            Всего в период «рельсовых» ударов в июне и начале июля 1944 г. белорусские партизаны взорвали более 60 тыс. рельсов, за период с 26 по 29 июня они захватили, разгромили и спу­стили под откос 147 эшелонов противника. Сотни эшелонов не смогли двигаться, остались на путях и были захвачены Красной Армией. Партизаны дезорганизовали движение, захватили и удерживали до подхода нашей армии десятки железнодорожных станций: Княгинин, Юратишки, Дегтяны, Парохонск, Бостынь, Люща, Ловча, Гудогай, Житковичи, Ловша и другие.

Необходимо отметить, что количество взорванных железнодо­рожных мостов и других капитальных сооружений было в это вре­мя значительно меньше, чем в предшествующий период. Это объ­ясняется тем, что партизаны, следуя указаниям, прибегали к взрыву этих сооружений лишь в исключительных случаях, учи­тывая не только сложность их восстановления, но и близость советских войск, которым эти сооружения могут понадобиться, а также значение этих сооружений для восстановления народно­го хозяйства республики.[2,c.171]

  Поразительный успех «рельсовых» ударов и их значение для Белорусской операции 1944 г. подтверждается многочисленными данными противника. Так, начальник военных сообщений группы армий «Центр» Г. Теске пишет, что «вместе с судьбой центральной стрелы немецкого восточного фронта была решена судьба всего этого фронта, не в последнюю очередь на основе борьбы белорусских партизан против железных дорог» . Вот еще одно его высказывание: «За 24 часа до начала русского наступления партизаны провели в ночь на 20 июня огромнейшую акцию. Было насчитано 10,5 тыс. нарушений пути... Следствием было почти полное нарушение движения больше чем на 24 часа, преж­де всего на всех линиях снабжения; материальные потери были настолько велики, что немедленно потребовалось разобрать вто­рые линии, чтобы добыть рельсы по крайней мере для одного пути». И далее: «В ночь перед общим наступлением русских на участке группы армий «Центр»... мощный отвлекающий пар­тизанский налет на все важные дороги на несколько дней лишил немецкие войска всякого управления» .

         В «рельсовой войне» участвовали партизаны Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей. В результате «рельсовой войны» в августе 1943 перевозки для вражеской группы немецкой армии «Центр» уменьшились на 40%. «Рельсовая война» вызвала ещё больший размах партизанской борьбы. Впервые в истории войны партизанами была проведена операция такого масштаба и с такими результатами в тесном сотрудничестве с регулярной армией. Скоординированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям врага методом «Рельсовой войны» имели оперативно стратегическое значение в ходе наступления Красной Армии.[1,c.548]

                        Литература.

1.Беларусь в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Минск, 1990.

2.Освобождение Беларуси 1944. Москва, 1974.

3.Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси. Минск, 2000