Правовое обеспечение экологической безопасности, страница 4

        Распределительно-исполнительная функция заключается в обеспечении экологической безопасности специально-уполномоченными органами. Согласно конституции на исполнительные органы возложена обязанность по осуществлению политики в области экологической безопасности. Ведущей функцией является контрольно-надзорная. Охранительно-восстановительные мероприятия направлены на локализацию проявлений экологической опасности, проведение ликвидационных работ, определение правового режима  территорий, установления статуса лиц, потерпевших от экоопасности. Установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации. Обеспечительные мероприятия – предупреждение экологических правонарушений, защита прав человека на безопасную для жизни окр.среду, применение к виновным мер принуждения (ограничение, временный запрет, прекращение деятельности).

        Экологическим законодательством закреплено право на судебную защиту, не исключается и самозащита, при этом действия должны быть адекватны правонарушению и законны. Нарушение в области экологической безопасности является основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности. В ст.68 ЗУ «Об охране Окр.при.среды» к нарушению экологического законодательства отнесены такие действия, как нарушение прав граждан на экологически безопасную окр.среду; допущение сверхнормативных сбросов и выбросов ЗВ. Наиболее распространенными  правонарушения является несоблюдение нормативов, правил. Под нормативами понимаются единые и обязательно нормированные пределы, границы, объемы, регламенты, которые содержат количественные и качественные показатели, обеспечивающие охрану Окр.при.среды, экобезопасность и здоровье людей, определяющие допустимую нагрузку антропогенного воздействия на Окр среду.

        Наблюдается высокая латентность в этом виде нарушения, т.к. эти нарушения трудно выявляемые, что создает условия для проявления экориска, который может перерасти  в реальную опасность.  В ст.51 ЗУ «Об охране Окр.при.среды» предусмотрены общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе новых и реконструкции действующих объектов, а также в процессе эксплуатации; совершенствование существующих и внедрение новых технологических процессов. При этом должна обеспечиваться экологическая безопасность, рациональное использование природных ресурсов, соблюдение нормативов вредного воздействия на окр.среду. Предприятия, размещающие, проектирующие,  строящие, реконструирующие, вводящие в строй сооружения и объекты, которые по их оценки могут оказать отрицательное влияние, направляют в Минприроды и его органы на местах спецуведомление.

        Общие требования к планированию территорий, в том числе при размещении промобъектов регламентированы в ЗУ «О планировке и застройке территорий». Планирование территорий осуществляется на общегосударственном, региональном и местном уровне. На общегосударственном уровне разрабатывается Генеральная схема планирования территории, которой предусматривается рациональное использование территорий, определение государственных приоритетов развития системы расселения, размещение производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры. На региональном уровне планирование территорий областей и районов.

        В соответствии со ст.19 Земельного кодекса Украины, земли Украины по основному целевому назначению делятся на категории, в том числе промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения(п.Ж), а ст.65 этого кодекса дано понятие землям указанной категории – это земельные участки, предоставленные в установленном законом порядке предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления соответствующей деятельности. Как правило, для этих целей предоставляются земли несельскохозяйственного назначения, или земель низкого качества. Категория этих земель разделяются на отдельные самостоятельные виды. Правовой режим определен ст.ст.66-77 Земкодекса.

        Предоставление земель на площадях залегания полезных ископаемых, кроме общераспространенных, осуществляется по согласования с органами горного надзора, а на общераспространенных, с согласия областных Советов, ВР АРК. Субъекты, заинтересованные в получении земли под промобъекты, до начала проектирования обязаны предварительно согласовать с