Правовое обеспечение экологической безопасности, страница 2

        Особо следует обратить внимание на планировку, застройку, размещение и развитие населенных пунктов. В ст.33 ЗУ «Об охр.Окр.прир.среды» закреплена система экологических нормативов, которые устанавливают ПДВ, ПЛС, ПДК, ПДН. Нормативы должны устанавливаться с учетом требований санитарно-гигиенических санитарно-противоэпидемических требований. Экологическая безопасность представляет собой социально-природную и научную реальность, является объектом исследования разных наук. Безопасность категория социальная, формируется в общественных отношениях. При обеспечении экобезопасности учитываются законы природы, гарантируется и контролируется государством, создавая для этого систему спецорганов. Определение экобезопасности имеет разнообразное толкование. Одни рассматривают как защита человека и окр.среды от вредного влияния, как баланс развития экосистем. В тоже время законодатель определяет, что экологическая безопасность - это состояние Окр.среды, при которой обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновение опасности для здоровья людей, что гарантируется осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных экологических, политических, экономических, технических, организационных, государственно-правовых  и других мероприятий (ст.50 ЗУ).

        Окр.при.среда считается безопасной, когда ее состояние отвечает установленным в законодательстве критериям, стандартам, нормативам по ее чистоте, экологической стойкости, санитарным требованиям. По качественным показателям рассматривается как совокупность природных и приобретенных свойств; благоприятную природную среду; безопасную природную среду. Объектами экобезопасности являются (ст.3У «Об основах нацбезопасности) жизненно важные интересы субъектов безопасности, права, материальные и духовные потребности, природные ресурсы о окр.природная среда. Субъектами обеспечения экобезопасности являются: государство: президент, ВР, Кабмин, Совет нац.безопасности и обороны, министерства, Нацбанк Украины, правоохранительные органы, ВСилы (ст.4 ЗУ о нацбез).

        Значительная антропогенная и техническая перегрузка окр.среды постоянно повышается.  Поэтому законодателем определен перечень видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность (22вида). В ЗУ «Об объектах повышенной опасности» от 18.01.2003 г.определены правовые,  экономические, социальные основы деятельности этих объектов. Объект повышенной опасности – это объект на котором используются, изготовляются, перерабатываются, хранятся, транспортируются опасные вещества или элементы веществ в количестве равном или превышающим нормативно установленные пороговые массы, а также объекты, являющиеся реальной угрозой возникновения ЧС техногенного или природного характера.

2.

        Различают экобезопасность: источникам опасности; территориальным принципам, масштабам вредного хозяйства, по способам и мероприятиям обеспечения. По территориальному принципу: глобальную, национальную, региональную, местную, объектовую. По способам обеспечения техногенно, радио, социальную, экономико-экологическую безопасность. По объектам охраны: глобальную, национальную, региональную, местную, объектовую, личную. В зависимости от опасных видов деятельности: техническую, химическую, токсичную, радиационную, ядерную, (радиационная – соблюдение допустимых пределов радиационного влияния на население, ядерная – соблюдение норм, правил и условий при использовании ядерных материалов  (ЗУ « Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности».

        Риск – рассматривается как признак, свойство опасности. Риск тесно связан с понятиями угроза, опасность, но риск, как правило, как бы идет от субъекта к объекту, опасность в обратном направлении (но может и наоборот). В ст.1 ЗУ «О стандартах, технических регламентах и процедуре оценки соответствия» риск рассматривается как возможность возникновения и вероятные масштабы последствия негативного воздействия на протяжении определенного периода времени. Понятием экологического риска считается установленные экологическим законодательством обстоятельства, с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение правоотношений по осуществлению деятельности с экологически опасными объектами.   Риск рассматривается, как степень вероятности определенного негативного состояния, которое может произойти в определенное время или при определенных обстоятельствах на территории объекта повышенной опасности  или за его пределами. В ЗУ «Об основах национальной безопасности» рассматриваются угрозы национальной, в том числе и экологической безопасности, как имеющийся потенциально возможные явления и факторы, создающие опасность жизненно важным национальным интересам Украины.