Вот несколько вымышленных примеров корректного представления результатов:
Владельцы машин смогли правильно опознать на фотографиях значительно больше зданий (=84%), чем пассажиры общественного транспорта (69%), t(46) = 2,05, p < ,05.
Степень профессионального выгорания статистически значимо связана с профессией респондентов, F(56,3) = 28,3, p < ,01.
Связь между качеством студенческих письменных работ и годом обучения статистически незначима, χ2(9) = 14,4, p = 0,11.
Многие авторы указывают фактическое значение вероятности ошибки I рода даже тогда, когда результат статистически незначим (см. последний из трех примеров). Это особенно важно в том случае, если есть основания предполагать, что результаты неубедительны в силу малого объема выборки. Есть и другой повод. Научное знание кумулятивно. Полученные вами результаты могут стать частью более комплексного – метааналитического – исследования.
Для полного понимания и оценки материалов проведенного исследования часто необходимы описательные статистики: частоты, проценты, средние, стандартные отклонения. Примером может служить табл. 3. Она дает описательные статистики, хотя и не самом удобном формате (в минутах). Приведены значения критерия Колмогорова-Смирнова и указана статистическая значимость для трех уровней α. Поскольку критерий Колмогорова-Смирнова не имеет знака и о направлении разности средних судить нелегко, бóльшие средние выделены полужирным шрифтом.
Таблица 3
Распределение времени у мужчин и женщин в будний день (в минутах)
Мужчины (N=477) |
Женщины (N=502) |
z Колмогорова-Смирнова |
|||
Среднее |
Ст. откл. |
Среднее |
Ст. откл. |
||
Сон |
457 |
68 |
456 |
65 |
0,21 |
Дорога на работу и с работы |
56 |
40 |
49 |
42 |
1,86** |
Основная работа |
431 |
198 |
357 |
222 |
2,935*** |
Подработка |
29 |
86 |
9 |
46 |
1,36* |
Занятия с детьми |
39 |
58 |
92 |
129 |
3,10*** |
Приготовление пищи |
24 |
41 |
99 |
54 |
9,87*** |
Покупка продуктов, товаров |
27 |
37 |
50 |
38 |
5,24*** |
Уборка, стирка |
19 |
34 |
74 |
52 |
8,73*** |
Хобби |
77 |
75 |
53 |
71 |
3,41*** |
Отдых |
124 |
118 |
74 |
87 |
3,68*** |
Уход за внешностью, гигиена |
39 |
29 |
46 |
33 |
1,44* |
Спорт |
18 |
40 |
5 |
20 |
2,52*** |
Примечания: * – p < ,05, ** – p < ,01, *** – p < ,001. Источник данных: проект «Женское лидерство» (ПРООН, ЕГУ, 2002)
В последнее время все больше методологов высказывается против проверки статистических гипотез. Ситуация особенно накалилась в конце 90-х гг прошлого века в прикладных дисциплинах. Проблема обсуждалась в десятках журналов, на съездах и конференциях. Ожидалось – хотя эти ожидания не оправдались –, что Американская психологическая ассоциация внесет революционные изменения в «Руководство по подготовке публикаций». О силе страстей можно судить по началу статьи в академическом журнале:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.