Урок во II классе
Цели: расширять знания учащихся о причинах возникновения пожаров; познакомить с алгоритмом действий при пожаре; научить детей оказывать помощь при ожогах; развивать мышление; воспитывать ответственность за свое поведение.
Оборудование: пособие «Человек и его здоровье», бинты, плакаты “Противопожарная безопасность”,сигнальные карточки, карточки для проверки теста.
Учитель: Отгадав загадку, вы узнаете, кто будет героем нашего урока.
Я не сам по себе,
Я сильнее всего,
Я страшнее всего.
И все любят меня,
И все губят меня.
(Огонь)
Огонь — друг и враг человека.
— Сегодня мы будем говорить об огне. Из загадки следует, что огонь — друг человека (и все любят меня) и враг (я страшнее всего).
Класс делится на две группы. Каждая из них доказывает одно из утверждений.
Вы поняли, что огонь — не только друг, но и враг человека. Сегодня мы поговорим о том, какой вред и беды приносит огонь, как вести себя при пожарах.
Работа в группах Чтение учеником отрывка из стихотворения С.Маршака «Пожар».
Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила:
— Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошлас крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
— Почему возник пожар в доме у Лены? Вы в группах обсудите и назовете причины возникновения пожаров и скажите, как надо себя вести, чтобы не возник пожар. (Использование плакатов.)
1-я группа, В квартире от электроприборов.
2-я группа. В квартире по другим причинам.
3-я группа. В лесу.
Подготовленные учащиеся рассказывают о способах тушения пожара, используя плакаты.
Работа в группах
— Как будете себя вести, если
1-я группа — загорится магнитофон;
2-я группа — загорится в квартире мусорное ведро;
3-я группа — загорится трава около костра.
Физкультминутка
Игровое упражнение
—«Я вызываю пожарных”
— Кто приезжает на звонок по телефону 01?
Чтение учеником отрывка из стихотворения С.Маршака «Пожар».
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер: ноль—один!
В районе есть бетонный дом —
В три этажа и выше —
С большим двором и гаражом,
И с вышкою на крыше.
Сменяясь, в верхнем этаже
Пожарные сидят,
А их машины в гараже
Мотором в дверь глядят.
Чуть только — ночью или днем —
Дадут сигнал тревоги,
Лихой отряд борцов с огнем
Несется но дороге...
— Какими качествами должен обладать человек, который хочет стать пожарным?
— А теперь поиграем в игру. Я вызываю пожарных в парах. Мы изучали, что надо говорить, если звонишь по телефону сигнала тревоги. Один из учащихся будет дежурным пожарной части, другой — извещает его о пожаре. А потом поменяетесь ролями.
— Кому понравилось, как вас извещали о пожаре? Кто из дежурных помогал и задавал вопросы звонящему?
Игра “Да — нет” с использованием сигнальных карточек (квадрат красно-зеленого цвета)
Ожоги. Первая помощь при ожогах.
— При пожаре человек может задохнуться от угарного газа и получить ожоги. Чтобы не задохнуться, нельзя прятаться в помещении, где начался пожар. Также огонь может отрезать путь к выходу. Поэтому надо стараться покинуть помещение, в котором возник пожар. Различают четыре степени ожога:
• болезненность и покраснение кожи. При этой степени ожога надо смачивать обоженное место спиртом, одеколоном;
• образование пузырей. Их нельзя прокалывать и удалять;
• омертвение кожи;
• обугливание.
При ожогах 2-й и 3-й степени нельзя смазывать их жиром, кремом. Надо наложить на место ожога сухую стерильную повязку.
Демонстрация учителем наложения повязки.
Игра “Доктор Айболит, полечи — болит”
Выбираются ученики, которые играют роль доктора Айболита. Они накладывают повязки.
Закрепление —
- А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
Тест
/. Какой предмет огнеопасен?
а) нож;
б) утюг;
в) хлеб.
2. Какой предмет помогает при тушении пожара?
а) песок;
б) свечка;
в) бумага.
3. При пожаре в квартиренадо:
а) спрятаться в квартире;
б) выйти на балкон;
в) звонить 01.
4. При разжигании костранадо:
а) налить керосин;
б) вырыть ямку;
в) чтобы дул сильный ветер.
5. Различают ожоги:
а) двух степеней;
б) трех степеней;
в) четырех степеней.
6. При ожоге надо:
а) смазать место йодом;
б) наложить стерильную повязку;
в) смазать место жиром.
Для поверки па доске помещаются карточки с правильными ответами.
1б,2а,3в, 4б, 5в, 6 б
После проверки карточки переворачиваются и дети читают слово
Хорошо
Итоги урока
— Кто был героем нашего урока?
Учитель записывает на доске слово «огонь».
- Подберите к этому слову два прилагательных. (Запись на доске.)
- Подберите к этому слову три глагола. (Запись на доске.)
- Составьте с этим словом предложение, которое могло быть основной мыслью урока.
- Подберите к этому слову синоним.
• Можно сушить белье над газовой плитой.
• Чтобы погасить огонь, надо накрыть его газетой.
• Надо заливать огонь водой.
• При пожаре надо звонить 03.
• Можно играть со спичками.
• Надо разжигать костер в специально вырытой яме.
• При пожаре надо звонить 01.
• Можно лить в костер бензин.
• Надо засыпать огонь песком.
• Чтобы погасить огонь, надо накрыть его одеялом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.