АНАТОМИЯ КОНФЛИКТА
Одним из условий реализации гуманистического воспитания является знание и умение разрешать конфликтные ситуации в межличностном взаимодействии. Большинство психологов педагогов определяют межличностный конфликт как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемую противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей в условиях стремления их к достижению каких-либо целей.
Гуманистический подход к межличностному общению вовсе не предполагает полной бесконфликтности. Однако конфликт способствует развитию межличностных отношений и оптимизации совместной деятельности только в случае его продуктивного разрешения. При непродуктивном разрешении конфликта имеющиеся противоречия углубляются, улучшения взаимоотношений не происходит.
Предупреждение и продуктивное разрешение конфликтов возможны преимущественно в рамках деятельности, организованной как сотрудничество с демократическим стилем поведения" и диалогическим общением. Наоборот, монолог с его авторитарным или либеральным стилем, нежелание понять мир другого человека и адекватно оценить себя исключают предупреждение и продуктивное разрешение конфликтов.
Есть объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов. Объективные факторы определяются конкретной ситуацией. Они могут стать предметом конфликтов, если они не уравновешиваются другими объективными условиями (благоприятными), а, наоборот, преобладают над ними и определенным образом сочетаются с субъективными факторами.
Субъективные факторы переводят возможный потенциальный конфликт в реальный. К ним относятся: настроение, темперамент, установки людей, их позиции в отношениях, субъективное восприятие конфликтности ситуации и т.д. Одна и та же ситуация неодинаково воспринимается разными людьми: как побуждающая и не побуждающая к вступлению в конфликт. Кроме того, к субъективным факторам относится типичная ошибочная тактика давления, вызывающая эмоциональный протест у собеседника.
Выделяют два обобщенных способа разрешения конфликтов - конструктивный и деструктивный. Под конструктивным понимается выбор оптимального плана действий с причинением наименьшего ущерба для себя и противостоящего человека (ребенка или взрослого). При этом учитель либо находит путь к достижению желаемой цели, либо отказывается от нее, либо идет на компромисс. Под деструктивным способом разрешения конфликта понимают вытеснение или псевдоразрешение его, уход от него или разрешение конфликта с помощью неприемлемых действий в отношении себя или других.
Конфликт считается разрешенным, если:
1) учтены или изменены объективные и субъективные причины его появления;
2) изменено внутреннее стремление к достижению первоначальной цели и при этом снято негативное эмоциональное состояние;
3) устранено конфликтное поведение;
4) выработан навык конструктивного поведения в будущем.
Негативное влияние на развитие личности педагога оказывает так называемая консервация конфликта, когда он настойчиво стремится
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.