Эти акты, кроме того, делятся на акты законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
ВР, кроме законов принимает постановления, так 05.03.1998 г. постановлением утверждены «Основные направления государственной политики Украины в сфереохраны Ок.Пр. среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности».
Президент как гарант законности, принимает Указы и распоряжения, так Указом от 27.12.2005 г. утверждено «Положение о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины».
Кабинет министров на основании и во исполнения Конституции, законов, указов издает постановления и распоряжения. Так 30.03.1998 г. кабмин своим постановлением утвердил «Положение о государственной системе мониторинга окружающей природной среды».
Источниками также являются акты соответствующих министерств, комитетов, ведомств, органов хозяйственного управления и контроля.
Подзаконные акты министерств носят как ведомственный так межведомственный характер.
Важную роль для совершенства практики применения экологического законодательства имеют документы, принимаемые судебными органами, в тоже время постановления Верховного суда не являются источниками права.
На развитие экологического законодательства оказывают влияние решения, принимаемые Конституционным судом.
Закон – это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом (всеукраинским референдумом), который устанавливает исходные юридические нормы, обладает высшей юридической силой и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры. Закон выступает средством закрепления государственной экологической политики, выражает волю народа. Все другие акты носят подзаконный характер. Главное место принадлежит Конституции Украины.
Конституционный основы регулирования экологических отношений предусмотрены ст.ст13,14,16, 41,50,66, 85,92,116,119,137,138.
Заглавным и системообразующим актом является Закон Украины «Об охране Ок.Пр.среды» от 25июня 1991 г. Он определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны Ок.Пр.среды. Его место в системе определено ст.2, отношения в сфере охраны ок.пр.среды регулируются данным законом, а также другими законами.
Подзаконным актам: по внешней форме выражения - постановления, приказы, решения, правила;
По субъектам – правительства, центральных органов исполнительной власти; органов местного самоуправления.
Особое место занимают Указы и распоряжения президента (ст.106 Конституции).
Постановления и распоряжения кабмина Украины (ст.117 Конституции). Они принимаются как по собственной инициативе, так конкретизируя конкретные вопросы. Так, в соответствии со ст.321 Закона Украины «О растительном мире» 29.08.2002 г. постановление, которое утвердило «Положение о Зеленой книге Украины».
Министерства и ведомства принимают приказы, инструкции, правила, Это Минохарны Ок.Пр.Среды, Минздрав, Госкомитет по земельным ресурсам, Госкомитет по водному хозяйству, Лесного хозяйства.
Органы местного самоуправления – принимают решения.
Все нормативные документы вступают в силу тогда, когда они зарегистрированы в Минюсте (или в АР Крым главным управлением Минюста Украины в АР Крым).
В Украине существует государственный центр правовой информации Министерства юстиции, в котором создан банк данных о нормативно-правовых актах, которые занесены в реестр.
Переход экономики Украины на рыночные отношения обуславливает необходимость расширения содержания права природопользования. Право природопользования возникает по поводу использования различных объектов. Ими могут быть конкретные природные объекты или их составные части. Кроме того, отношения природопользования могут возникать по поводу отдельных свойств и качеств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.