Список заданий для анализа
Преподаватель: Олеся Михайловна Долидович
Вы начинаете свою работу с выбора задания, которое будете выполнять (выбираете одно, понравившееся вам). Обратите внимание, что каждое задание состоит из двух пунктов. К каждому пункту прилагается схема, по которой нужно проводить анализ исторических событий или явлений. Вы работаете материал строго по пунктам плана.
Задание 1
I. Проведите сравнительный анализ деятельности первой и второй военных чеченских компаний.
Методика сравнения исторических событий
Сравнить события (явления) – значит выявить общее и различное в сравниваемых объектах, раскрыть их своеобразие, сопоставить и противопоставить их по заданным признакам. Большое значение имеет то, что учащиеся должны самостоятельно выделить и обосновать линии, критерии для сравнения, которые должны предполагать: выявление причин и следствий исторических событий (сравнение по горизонтали и вертикали); классификацию причин; определение иерархии; определение причин событий по их следствиям и следствий - по причинам.
Сравнение исторических событий позволит проверить знание фактов, имен, названий, терминов, научит давать оценку поступкам и деятельности людей, обосновывать свое отношение, аргументировать свою позицию.
1. Выделите параметры, по которым будете сопоставлять события (явления)
2. Определите черты сходства и различия между событиями (явлениями)
3. Объясните причины сходства и различий
4. Если возможно, выделите этапы в событии или процессе, определите, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений
5. Сделайте вывод из произведенного сравнения.
II. Оцените роль в истории России следующего политического деятеля: Б.Н. Ельцина.
Методика оценки исторического деятеля
Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем. Изменился ли бы ход истории в некоторых случаях, не будь того или иного исторического деятеля? Почему порой играют такую огромную роль ничтожные личности, а герои терпят неудачу? В чем причина успеха тиранов (Иван Грозный, Гитлер и др.), порабощающих общество, и почему нередко реформаторы (Александр II, Хрущев и др.), пытающиеся его освободить, лишаются жизни или свергаются? Как деятельность тех или иных личностей сказалась на стране и на всем мире. Как сказались особенности характера, окружения?
Предлагаемая схема учитывает следующие факторы, определяющие роль того или иного участника исторического процесса: среда, в которой он действует, совокупность особенностей личности, ее новаторская роль в различных сферах общественной жизни.
1. Определите историческую обусловленность деятельности личности
2. Выявите основные биографические сведения (происхождение, воспитание, черты характера), их влияние на формирование исторической личности и значение для достижения поставленных целей деятеля
3. Сформулируйте общественно-политические (эстетические, научные) взгляды деятеля
4. Охарактеризуйте основные этапы его деятельности, средства и методы решения задач
5. Оцените результаты деятельности исторической личности (какой новый по сравнению с предшественниками вклад был внесен, была
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.