ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
Институт менеджмента и социальных технологий.
СОЦИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ.
Учебно-методическое пособие для студентов
заочной формы обучения.
Красноярск 2005г.
УДК 330.541/542 (075.8)
Рецензент:
Печатается по решению Научно-методического совета ИМСТ
Социология. Общая теория: Учебно-методическое пособие для студентов
заочной формы обучения.
Сибирский государственный аэрокосмический
университет имени академика М.Ф. Решетнева, 2005.
СОЦИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ.
Социология. Общая теория: Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения..
Составитель:
Мосунова Зинаида Александровна
Компьютерная верстка
Подп. В печать 2005. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Печать плоская. Усл. Печ. л. Уч.-изд. Л. Тираж Заказ С.
Отпечатано в отделе копировально-множительной техники СибГАУ.
660014, пр. имени газ. «Красноярский рабочий», 31.
В России социология как наука и учебная дисциплина получила развитие лишь в начале ХХ-го века. Сегодня социология является неотъемлемой частью образования российского студенчества.
При заочной форме обучения по данной дисциплине студенту необходимо ознакомиться с содержанием учебной программы и рекомендованной литературой, а также выполнить контрольную работу и сдать зачет. Выполнение контрольной работы на положительную оценку является допуском к зачету. Содержание контрольной работы должно соответствовать предложенному плану, отражать информированность студента по теме контрольной работы и самостоятельность осмысления им проблем, заявленных в плане. Работа выполняется на основе предложенной литературы и подобранной самостоятельно. Поощряется привлечение материалов из научных журналов, таких как «СОЦИС» («Социологические исследования»), «Социальнополитический», «Общество и экономика» и др., с соответствующими ссылками. Эти материалы не должны превышать четверти информационного объема работы. Постраничный объем контрольной работы - 10-15 страниц компьютерного текста (размер 14) либо печатный лист (24 машинописных страницы) рукописного текста.
Необходимо в соответствии с предлагаемыми требованиями оформить контрольную работу. На титульном листе указать название темы и Ф.И.О. исполнителя работы, на втором листе - развернутый план работы, в конце - список использованной литературы. В тексте обязательны ссылки на использованные или цитируемые произведения. Если работа выполняется письменно, то она должна быть выполнена четким подчерком, с соблюдением полей и выделением абзацев.
При подготовке к зачету следует внимательно прочитать cодержание курса, проверить уровень освоения материала с помощью вопросов для самоконтроля, стараясь отвечать на каждый из них максимально последовательно и полно. Если какие-то из вопросов представляются Вам не ясными, перечитайте соответствующие разделы лекций и учебника, просмотрите дополнительную литературу, указанную в списке литературы в конце темы. Надеемся, что работа над материалами по курсу социологии будет для Вас полезной и интересной.
ТЕМА №1. История становления и развития социологии.
1. Общая характеристика этапов становления социологии как науки.
2. Социально-экономические, политические и научные предпосылки возникновения социологии.
3. О. Конт - родоначальник позитивной науки об обществе.
4. Структурные парадигмы в социологии: натуралистические, Г. Спенсер, Дюркгейм, конфликтные (марксизм, Р. Дарендорф, Л. Козер), функционализм (Т. Парсонс).
5. Интерпретивные парадигмы: понимающая социология М.Вебера, психоанализ З. Фрейда, Франфуртская школа психоаналитического направления в социологии, символический интеракционизм (Дж. Мид), феноменологическая социология (А. Шюц), теория социального обмена.
6. Интегральные парадигмы: интегральная социология (П. Сорокин), теория социального действия (А. Гидденс), структурный конструктивизм (П. Бурдье), деятельная социология (П. Штомпка).
7. Чикагская школа в Американской социологии.
7. Эволюция философских основ русской социологии.
Эта тема первая в учебном курсе. Ее задача раскрыть специфику пространственно-временного хода развития социологии. Появление социологии в 30-40-х годах ХIХ в. качестве самостоятельной науки явилось своеобразной революцией в общественной мысли. Суть которой заключалась в том, что общество стали изучать в его конкретных проявлениях, опираясь на сбор социальных фактов опытными методами.
Основные понятия:
Позитивизм – социально-философское направление, характеризующееся стремлением исходить из «позитивного», т.е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, чтобы создать теорию, основанную на методологии, свойственной естественным наукам.
Научная парадигма – представления о предмете науки, ее основополагающих теориях, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика в определенный исторический период.
В становлении социологии как самостоятельной науки можно выделить четыре стадии:
1. Развитие социологии в рамках общей философии социума (прежде всего государства, права и морали).
К этой стадии относится творчество Платона, Аристотеля, христианских
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.