Социология. Общая теория: Учебно-методическое пособие

Страницы работы

44 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

Институт  менеджмента  и  социальных  технологий.

СОЦИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ.

Учебно-методическое пособие для студентов

заочной  формы обучения.

Красноярск 2005г.

УДК 330.541/542 (075.8)

Рецензент:

Печатается по решению Научно-методического совета ИМСТ

Социология. Общая теория: Учебно-методическое пособие для студентов

заочной формы обучения.

Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М.Ф. Решетнева, 2005.

                СОЦИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ.

Социология. Общая теория: Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения..

                                Составитель:

             Мосунова Зинаида Александровна

                        Компьютерная верстка

Подп. В печать   2005. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Печать плоская. Усл. Печ. л.      Уч.-изд. Л.      Тираж       Заказ    С.

Отпечатано в отделе копировально-множительной техники СибГАУ.

660014, пр. имени газ. «Красноярский рабочий», 31.

В России социология как наука и учебная дисциплина получила развитие лишь в начале ХХ-го века. Сегодня социология является неотъемлемой частью образования российского студенчества.

При заочной форме обучения по данной дисциплине студенту необходимо ознакомиться с содержанием учебной программы и рекомендованной литературой, а также выполнить контрольную работу и сдать зачет. Выполнение контрольной работы на положительную оценку является допуском к зачету. Содержание контрольной работы должно соответствовать предложенному плану, отражать информированность студента по теме контрольной работы и самостоятельность осмысления им проблем, заяв­ленных в плане. Работа выполняется на основе предложенной ли­тературы и подобранной самостоятельно. Поощря­ется привлечение материалов из научных журналов, таких как «СОЦИС» («Социологические исследования»), «Социальнополитический», «Общество и экономика» и др., с соответствующими ссыл­ками. Эти материалы не должны превышать четверти информацион­ного объема работы. Постраничный объем контрольной работы - 10-15 страниц компьютерного текста (размер 14) либо печатный лист (24 машинописных страницы) рукописного текста.

Необходимо в соответствии с предлагаемыми требованиями офор­мить контрольную работу. На титульном листе указать название темы и Ф.И.О. исполнителя работы, на втором листе - развернутый план рабо­ты, в конце - список использованной литературы. В тексте обя­зательны ссылки на использованные или цитируемые произведения. Если работа выполняется письменно, то она должна быть выполне­на четким подчерком, с соблюдением полей и выделением абзацев.

При подготовке к зачету следует внимательно прочитать cодержание курса, проверить уровень освоения материала с помощью вопросов для самоконтроля, стараясь отвечать на каждый из них макси­мально последовательно и полно. Если какие-то из вопросов представляются Вам не ясными, перечитайте соответствующие раз­делы лекций и учебника, просмотрите дополнительную литературу, указанную в списке литературы в конце темы. Надеемся, что работа над мате­риалами по курсу социологии будет для Вас полезной и инте­ресной.

ТЕМА №1. История становления и развития социологии.

1.       Общая характеристика этапов становления социологии как нау­ки.

2.       Социально-экономические, политические и научные предпосылки возникновения социологии.

3.       О. Конт - родоначальник позитивной науки об обществе.

4.       Структурные парадигмы в социологии: натуралистические, Г. Спенсер, Дюркгейм, конфликтные (марксизм, Р. Дарендорф, Л. Козер), функцио­нализм (Т. Парсонс).

5.       Интерпретивные парадигмы: понимающая социология М.Вебера, психоанализ З. Фрейда, Франфуртская школа психоанали­тического направления в социологии, символический интеракцио­низм (Дж. Мид), феноменологическая социология (А. Шюц), теория социального обмена.

6.       Интегральные парадигмы: интегральная социология (П. Сороки­н), теория социального действия (А. Гидденс), структурный конструктивизм (П. Бурдье), деятельная социология (П. Штомпка).

7. Чикагская школа в Американской социологии.

7. Эволюция философских основ русской социологии.

Эта тема первая в учебном курсе. Ее задача раскрыть специфику пространственно-временного хода развития социологии. Появ­ление социологии в 30-40-х годах ХIХ в.  качестве самостоятельной науки явилось своеобразной революцией в общественной мысли. Суть которой заключалась в том, что общество стали изучать в его конкретных проявлениях, опираясь на сбор социальных фактов опытными методами.

Основные понятия:

Позитивизм – социально-философское направление, характеризующееся стремлением исходить из «позитивного», т.е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, чтобы создать теорию, основанную на методологии, свойственной естественным наукам.

Научная парадигма – представления о предмете науки, ее основополагающих теориях, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика в определенный исторический период.

В становлении социологии как самостоятельной науки можно выде­лить четыре стадии:

1.       Развитие социологии в рамках общей философии социума (преж­де всего государства, права и морали).

К этой стадии относится творчество Платона, Аристотеля, христианских

Похожие материалы

Информация о работе