Вопросы для самоконтроля
(по итогам изучения лекционного материала)
Лекция 1. Древнерусское государство в IX-XI вв.
1. Каким образом особенности хозяйства повлияли на общественный строй восточных славян?
2. Какими предпосылками определялось возникновение государственности у восточных славян?
3. Определите характер древнерусского общества и государства.
4. Дайте определение понятиям: князь, бояре, дружина, вече, закупы, рядовичи, холопы.
Лекция 2. Русские земли в период феодальной раздробленности в XII – XIII вв.
1. Назовите причины феодальной раздробленности на Руси.
2. Охарактеризуйте особенности развития и политического устройства Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской феодальной республики.
3. Определите последствия раздробленности для русских княжеств.
Лекция 3. Борьба русских княжеств с иноземной агрессией в XIII в.
1. Назовите причины поражения Руси перед монголо-татарами.
2. К каким последствиям привело монголо-татарское завоевание Руси?
3. Чем определялся интерес немецко-шведских феодалов к русским землям?
Лекция 4.
Русские княжества в XIV – XV вв. Образование единого Русского государства.
1. Какая система взаимоотношений сложилась у Руси с Золотой Ордой после завоевания?
2. Охарактеризуйте предпосылки политического объединения русских княжеств.
3. Кто из князей добился наибольших успехов в процессе объединения Руси?
4. Дайте определения понятиям: иго, ярлык, баскаки.
Лекция 5. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в.
1. Определите основные тенденции социально-экономического развития России в XVI в.
2. К каким изменениям в политическом и социально-экономическом устройстве привели реформы Ивана Грозного?
3. Дайте определения понятиям: «урочные лета», «помога», приказы, опричнина.
Лекция 6. Экономическое и социально – политическое развитие России XVII в.
1. Назовите причины и предпосылки Смутного времени.
2. Перечислите правителей в годы Смуты.
3. Какие изменения происходят в области экономики в XVII в.?
4. Охарактеризуйте трансформации системы управления в России во второй половине XVII в.
5. Дайте определение понятиям: черносошные, дворцовые, частновладельческие крестьяне, посадские люди.
Лекция 7. Российская империя в XVIII в.
1. Чем определялись реформы Петра I и к каким результатам они привели?
2. Перечислите правителей в эпоху «дворцовых переворотов».
3. Охарактеризуйте суть политики «просвещенного абсолютизма» и результаты.
Лекция 8. Внутренняя политика России в первой половине XIX в.
1. Оцените содержание и результативность реформ Александра I.
2. В чем заключались особенности внутриполитического курса Николая I?
3. Дайте определение понятиям: Негласный комитет, министерства, Государственный совет, теория официальной народности.
Лекция 9. Либеральные реформы 60-х - 70-х гг. XIX в.
1. Назовите причины проведения реформы по отмене крепостного права?
2. Из каких элементов состояла крестьянская реформа 1861 г.?
3. Охарактеризуйте особенности и результаты либеральных реформ 1860-70-х гг.
Лекция 10. Российская империя в начале XX в.
1. Определите основные тенденции социально-экономического развития России в начале XX в.
2. Охарактеризуйте революцию 1905-1907 гг., ее результативность и причины поражения.
3. Из каких элементов состояла Столыпинская аграрная реформа и к каким социально-экономическим изменениям она привела?
Лекция 11. Россия от Февраля к Октябрю 1917 г.: альтернативы развития.
1. Оцените значение февральской революции 1917 г.
2. Охарактеризуйте ситуацию двоевластия в стране.
3. Октябрьская революция как радикально-революционный путь выхода из кризиса.
Лекция 12. Гражданская война в Советской России (1918 – 1922 гг.).
1. Назовите причины гражданской войны.
2. Дайте характеристику этапов гражданской войны.
3. Определите основные итоги гражданской войны и причины победы красных.
Лекция 13. Политические процессы в СССР в 1930-е гг.
1. Формирование тоталитарной системы в СССР – случайность или закономерность?
2. Охарактеризуйте политику «большого террора» и ее последствия.
Лекция 14. СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. Хрущевская «оттепель».
1. Какие изменения происходят в общественно-политической жизни в годы «оттепели»?
2. Охарактеризуйте экономический курс Н.С. Хрущева.
3. Определите особенности международного положения СССР в годы «оттепели».
Лекция 15. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в годы «застоя». (Вторая половина 1960-х – начало 1980-х гг.).
1. Определите сущность «застоя» в общественно-политической жизни во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.
2. Охарактеризуйте экономический курс Л.И. Брежнева.
3. В чем заключалась противоречивость внешнеполитического брежневского курса?
Лекция 16. СССР в период «перестройки» (1985-1991).
1. Назовите причины «перестройки».
2. Охарактеризуйте основные мероприятия и изменения в годы «перестройки» как во внутренней, так и во внешней политике.
3. Распад СССР – закономерность или случайность?
Лекция 17. Российская Федерация на современном этапе развития. (1991-2008).
1. Охарактеризуйте основные политические процессы в Российской Федерации.
2. Дайте оценку социально-экономического курса в 1991-2007 гг.
3. Однополярная модель мирового устройства – гарантия стабильности или признак неустойчивости международной обстановки?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.