Столь значительное сокращение объемов товарооборота обусловливает необходимость анализа объективного характера изменений, произошедших в сфере торговой деятельности Укоопсоюза.
Актуальность такого анализа обуславливается, как минимум, двумя причинами. Во-первых, необходимо полностью учесть опыт, который приобрели организации Укоопсоюза в специфической сфере отечественной торговли на селе в условиях плановой экономики, а также при переходе к рынку. Во-вторых, с узкоэкономической точки зрения не стоит игнорировать сохранившийся сравнительно весомый хозяйственный потенциал, определение путей и форм наиболее целесообразного и эффективного использования которого может иметь важное практическое значение, например, с точки зрения уменьшения потребности в ресурсах для инвестирования в рыночную инфраструктуру села.
При этом важен системный подход к анализу изменений в сфере торговой деятельности организаций потребительской кооперации. Данный анализ, на наш взгляд, должен проводиться в нескольких аспектах, которые учитывают основные факторы развития потребительского рынка торговли предметами потребления. К ним относится, во-первых, исторический аспект. Потребительский рынок, торговля предметами потребления возникли не с началом рыночной трансформации экономики. Большинство факторов, которые обуславливали развитие сферы торговли в плановой экономике, продолжают влиять на нее и в условиях рыночных преобразований, содействуя сохранению тех или иных тенденций, закономерностей, порождая определенные инерционные процессы и т. п. Во-вторых, сельский потребительский рынок является органической, но обособленной частью, специфическим сегментом внутреннего потребительского рынка, находится с ним и со смежным сегментом — городским потребительским рынком — а динамической взаимосвязи, изменяется под его влиянием и, вместе с тем, сам влияет на городской рынок и потребительский рынок страны в целом. В-третьих, в Украине, как и в большинстве других постсоциалистических стран, в отличие от городского потребительского рынка, развитие сельского потребительского рынка в условиях плановой экономики и в период ее рыночной трансформации определялось социально-экономической политикой государства и непосредственно государственной аграрной политикой. Оценивая нынешнюю роль кооперативной торговли, следует также иметь в виду, что в условиях рыночной трансформации экономики Украины сам тип хозяйствования, который формируется (рыночная экономика), по своему содержанию исключает ситуацию, при которой организации потребительской кооперации оставались бы, как это было в плановой экономике, единственными субъектами торговой деятельности на сельском потребительском рынке.
Следует отметить, что изменения в общем объеме, структуре размещении розничного товарооборота в конечном счете обуславливаются двумя определяющими факторами: объемом предложения и объемом платежеспособного спроса. Анализ показал, что в основе вышеуказанных изменений находятся факторы, связанные со снижением емкости рынка и деформациями в структуре спроса, что вызвано падением реальных денежных доходов населения.
По данным официальной статистики, увеличение стоимости объемов покупки товаров населением произошло в основном за счет инфляции. Увеличение физических объемов покупки товаров сдерживается рядом факторов, связанных с изменением объемов и структуры денежных доходов и расходов населения. Поэтому важным становится формирование сельского потребительского рынка, адекватного условиям развитых рыночных отношений. Одной из решающих предпосылок этого должен быть переход в сфере сельского товарного обращения от преобладающих упрощенных форм обмена (прямого товарообмена «Т-Т») и квазирыночной формы, в которой эквивалентом являются не деньги, а какой-либо другой товар («Т-Т-Т»), к развернутой форме товарно-денежных отношений («Т-Д-Т»). Только при этом условии возможно достижение эквивалентного обмена на товарных рынках, эффективное взаимодействие аграрного и сельского потребительского рынка с рынками денег, капитала и т. п.
Таким образом, необходимым условием развития сферы кооперативной торговли является формирование адекватных экономических отношений на сельском потребительском рынке.
По данной главе можно сделать следующий вывод:
В переходной экономике Украины все более актуальной становится проблема поиска путей закрепления положительных экономических тенденций и трансформирования их в социальные, в том числе возрождения функций и социально-экономической роли системы потребительской кооперации. Наиболее важной является проблема усиления влияния этой системы на развитие отношений на внутреннем потребительском рынке, особенно сельском, от решения которой в значительной мере зависит обеспечение стабильного социально-экономического развития страны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.