Русская философия XI-XX веков. Философия Николая Александровича Бердяева, страница 4

               Итак, обратимся к творчеству Соловьёва. Как философ, Владимир Соловьёв является создателем оригинальной идеалистически – религиозной философской системы. Он отвергает материализм и атеизм, как учения безнравственные, также он отверг гегелевский рационализм. В его системе преобладает христианско-теологическая проблематика. Одно из центральных понятий Соловьёва – “Всеединство”, это поискицельного знания, - синтез религии, философии и науки. Задача философии подчинена религии – обогатить себя теологическими идеями, стать христианским учением. Ещё одно понятие его философии – “Абсолют”. Абсолютное и бог – понятия тождественные. Абсолют – это начало всего сущего. Первый Абсолют, сверхсущее, божество, следует отличать от идеального космоса, т.е. от божественной идеи, второго полюса Абсолюта. Первое Абсолютное воспринимается только непосредственно в своей действительности, второй Абсолют понимается только из разума. Истина находится в Абсолюте? познать её можно через веру, мистическую интуицию. Большое место занимает у Соловьёва понятие “София”. Это и мир, единый и духовный, это и божественный принцип, логос, самораскрытие. София – это мировое бытие, как определяет Соловьев. “София есть идеальное, совершенное человечество”. В ней реализуется всеединство – искомое состояние мира. Это состояние достигается нравственными усилиями личности.

               Соловьев – автор оригинальной теории “вселенской теократии”. Он проповедовал, что в отношениях между собой люди должны руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен быть положен в основу отношений между породами и государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Соловьев предлагает объединение православной, католической и протестантской церквей воедино под эгидой римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию придя к богочеловечеству, к Софии, к идеальному человечеству.

               Соловьев придерживается взглядов Достоевского на русский народ – что это народ – богоносец, который может преодолеть все силы в обществе противоречивые особой силой – религиозной, божественной, которой он наделен. Такими народами, обладающими религиозно-мистическим началом, являются славянские народы, и особенно русский народ. Он отличается смирением, покорностью, самоотречением, они могут остаться равнодушными к земным делам и положиться всецело на божественную премудрость и проведение.

               Этические взгляды Соловьева изложены в его работе “Оправдание добра”. Он приводит такие моральные состояния, как жалость, сострадание, но одного сострадания мало чтобы построить нравственность. Можно сострадать другим и вести себя безнравственно, необходим еще один регулятор поведения – чувство стыда. Это важнейший первоэлемент морали. Стыд удерживает человека на стезе умеренности и порядочности. В. Соловьев указывает и на третий важнейший компонент этического синтеза – чувство благоговения. Быть нравственным, творить добро я могу только будучи убежденным в его обязательности, если я благоговею перед ним, “Спокойная совесть – изобретение дьявола” - есть такой мудрый афоризм, требующий от человека постоянного нравственного беспокойства за свое поведение. Самоуспокоенный, самодовольный человек погиб для морали.

               Также Соловьев рассматривает понятие любовь. Для него любовь – это высшая духовная потенция человека. Любовь – говорит Соловьев – преодоление эгоизма, смысл ее – создание нового человека, его рождение и преображение.

               Еще одно понятие философии Соловьева – соборность – ключевое понятие не только Соловьева, но и всей русской философии.

               В России испокон веку под соборностью понимается такой разумный плюрализм, когда существовало множественность усилий, знаний и мнений, устремленных к одной цели. То есть, в идее соборности нашло выражение органическое единство общественного и индивидуального. В собор входят все вместе, следуют общему ритуалу, но каждый остается самим собой. Соборность – это общее, которое включает в себя все богатство особенного единичного.