Русская философия XI-XX веков. Философия Николая Александровича Бердяева, страница 2

               Кроме Ломоносова в это время стал широко известен самобытный украинский мыслитель Григорий Сковорода. Он написал несколько философских работ, взгляды его отличались дуализмом. Он признавал объективное существование мира и его законов, верил в безграничные познавательные возможности человека, и в то же время признавал бога в качестве творца мира. В конце 18 века со своими материалистическими воззрениями выступает Александр Николаевич Радищев. В своей философии он опирался на достижения естествознания 18 века и материалистическую философскую традицию, идущую от Ломоносова.

  • В 30-40 годы 19 века в русской общественной мысли появляется философия тотальности (целостности, коллективности) и философия индивидуальности, и это стало специфической особенностью русской философской мысли 19 века.

               Исторически первую разновидность философии тотальности составили славянофилы. К ним относились А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, И.В.Куреевский и др. они считали провославие основой российской жизни, а русский народ считали исконно религиозным, покорным, смиренным. Они идеализировали допетровскую Русь, крестьянскую общину, писали что только в общине возможно гармоническое развитие личности, сочетание коллективизма и индивидуальных качеств, высокая нравственность. Они противопоставляли развитие Руси и развитие Запада. Считали, что самодержавие – идеальная форма правления в России, видели свой особый самобытный путь развития страны.

·  В противоположность славянофильству выступила разновидность философии индивидуальности – западничество. Его представителями стали П.Я. Чаадаев, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский. Они выступили с критикой славянофильства, православия, ориентировались на индивидуальные свойства личности, высказались за просвещение и прогресс; считали, что каждый народ может приобщиться к истории мировой. Ориентировались на западный путь развития, призывали к гуманизму и нравственному усовершенствованию.

·  В 40е годы 19 века свои взгляды высказывают Достоевский и Данилевский, а также Л.Н. Толстой. я не буду останавливаться на философии Достоевского и Толстого, т.к. вы их знаете из школьного курса. Скажу о них буквально в 2х словах. Они предлагали нравственное усовершенствование, подчеркивали особую роль русского народа, выделяли его в особый, славянский тип культуры. Л.Н. Толстой также предлагает принцип всеобщей любви и всепрощения. Выражением его взглядов стала попытка создать новую религию, основанную на братстве и любви людей друг к другу, своеобразный синтез христианства и восточных религий, истинное христианство, как он его называет.

               Следующим этапом в развитии философской мысли в России стала философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Она впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века и оказалась ее завершающим синтезом.


2 вопрос. а) Соловьев.

               Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) родился в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьёва, автора монументальной “Истории России с древнейших времён”. В юные годы это был типичный нигилист. Сам Соловьёв был материалистом и атеистом. Сначала он поступил на историко-филологический факультет, а затем перешел на физико-математический. Здесь и началось преображение. “Наука не может быть последней целью жизни, Высшая истинная цель жизни – друга – нравственная или религиозная”. Свою жизненную задачу видел в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием. Он покидает естественные науки, сдает экстерном за историко-филологический факультет и поступает вольным слушателем в Духовную Академию.