но на них возлагается обязанность по обеспечению соблюдения режима заказника и выполнению необходимых природоохранных мероприятий.
Заказники учреждаются постановлениями советов министров союзных и автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов или их исполкомов, приказами компетентных органов охраны природы, лесного, охотничьего хозяйства (в отношении подведомственных им организаций) либо решениями общественных организаций, за которыми закреплены охотничьи угодья. Охранный режим заказника устанавливается при его учреждении или последующими решениями.
Законы об охране природы (ЗОП)—высшие законодательные акты, отражающие комплексный подход к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей природной средой.
ЗОП регламентируют с экологических позиций все виды деятельности людей, связанных с использованием природных богатств и другими случаями природопользования, целенаправленным преобразованием природных условий, развитием и размещением производительных сил, градостроительством и проведением разнообразных мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению благоприятного состояния окружающей природной среды в целом по стране или по отдельным регионам. Они распространяются на все отрасли народного хозяйства и все стороны жизни людей — их трудовую деятельность, быт и отдых, а также на все элементы природной среды — землю, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, атмосферный воздух в пределах юрисдикции государства. ЗОП тесно связаны со всем советским законодательством и особенно с таким, как земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое, воздушное. Они не подменяют эти отрасли законодательства, а в необходимой мере дополняют их и координируют, выражая общие для данной сферы отношений требования экологического характера.
ЗОП приняты во всех союзных республиках нашей страны: Эстонской ССР (7 июня 1957 г.), Армянской ССР (14 мая 1958 г.), Грузинской ССР (28 ноября
1958 г.), Молдавской ССР (16 января 1959 г.), Литовской ССР (22 апреля
1959 г.), Азербайджанской
ССР (15 июня 1959 г.), Узбекской ССР (19 ноября
1959 г.),
Таджикской ССР (25 ноября 1959 г.), Латвийской ССР (27 ноября
1959 г., в новой редакции 20 декабря 1968 г.), Украинской ССР (30 июня
1960 г.), РСФСР
(27 октября 1960 г.), Белорусской ССР (21 декабря 1961 г.),
Киргизской ССР (25 мая 1962 г.),
Казахской ССР (16 июня 1962 г.), Туркмен
ской ССР (26 марта 1963 г.).
Первый из принятых законов (закон Эстонской ССР) касался лишь охраны особо ценных и достопримечательных природных объектов, которые предусматривалось сохранить путем объявления их заповедниками, заказниками или памятниками природы. В последующем ЗОП постепенно расширяли свое содержание и в конечном счете стали охватывать все элементы природной среды. Так, в Законе об охране природы в РСФСР записано, что государственной охране и регулированию использования на территории РСФСР подлежат все природные богатства, как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые: земля; недра; воды (поверхностные, подземные и почвенная влага); леса и иная естественная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах; типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты; курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны; животный мир (полезная дикая фауна); атмосферный воздух.
290
На планирующие и хозяйственные органы возложена обязанность при разработке планов развития народного хозяйства: учитывать взаимную связь перечисленных выше природных ресурсов с тем, чтобы эксплуатация одних ресурсов не наносила ущерб другим; при использовании восполнимых природных ресурсов предусматривать не только полное удовлетворение текущих нужд страны, но и сбережение и возобновление этих ресурсов на основе расширенного воспроизводства; регулярно в плановом порядке предусматривать и выделять ассигнования и другие материальные средства для работ по охране и воспроизводству природных богатств; не допускать сокращения площади полезных естественных угодий (лесов, лугов, водоемов), если на их месте не создаются более ценные угодья или предприятия, транспортные пути и населенные пункты; при проектировании и осуществлении промышленного, транспортного, коммунального и других видов строительства обеспечивать максимальное сохранение ценных природных объектов.
В ЗОП решаются также вопросы всестороннего учета количества и качества природных ресурсов и состояния природной среды в целом, контроля за природопользованием и охраной окружающей среды, участия общественности в охране природы, научно-исследовательской работы в рассматриваемой области отношений, экологического воспитания и обучения населения, ответственности правонарушителей.
ЗОП действуют не только в СССР, но и в некоторых других странах. Заповедник — выделенный в установленном порядке участок земли или водного пространства, в пределах которого имеются природные объекты, представляющие исключительную научную или культурную ценность: типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных и т. п. Заповедник отличается от заказника и памятника природы тем, что представляет собой целый природный комплекс, полностью и навечно изъятый из хозяйственного использования в научно-исследовательских и культурно-просветительных целях. Заповедник — это консервативный способ охраны природы.
На территории заповедника и в пределах установленной вокруг него охранной зоны запрещены охота, рыболовство, лесопользование, добыча полезных ископаемых, сенокошение, пастьба скота и другие виды природопользования, а также любая другая деятельность, несовместимая с целями его создания. Нахождение на территории заповедника посторонних лиц без разрешения администрации запрещается.
Охрана природных комплексов возложена на персонал администрации и научных сотрудников, состоящих в его штате. Положение о каждом заповеднике утверждается советом министров союзной республики.
Нарушение заповедного режима карается в уголовном, административном или дисциплинарном порядке с учетом конкретных видов совершенных правонарушений.
Земельное законодательство (33)—отрасль советского законодательства, определяющая правовой режим всех земель в стране, порядок их использования и охраны. Задачами 33 являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования земель и создания условий повышения их эффективности, охрана прав социалистических организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений.
291
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.