ного воздуха. Новая формирующаяся отрасль советского законодательства, ко торая включает совокупность правовых норм, направленных на регулирована отношений по использованию и охране атмосферного воздуха. Задачами В • является регулирование общественных отношений в целях предотвращенн-и и снижения загрязнения атмосферы, иных вредных химических, физически^ и биологических воздействий, вызывающих неблагоприятные состояния атмо сферного воздуха, а также охрана прав социалистических организаций и граж дан, укрепление законности в области охраны атмосферного воздуха.
Основными актами, содержащими правовые нормы ВЗ, являются: Констп туция СССР и конституции союзных и автономных республик; Закон Союз,ч ССР об охране атмосферного воздуха, принятый Верховным Советом СССР. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранешп: (от 19 декабря 1969 г.); постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использовании природных ресурсов» (от 29 декабря 1972 г.), «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов) (от 1 декабря 1978 г.) и постановление Совета Министров СССР «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест» (от 29 мая 1949 г.); законы об охране природы союзных и автономных республик, принятый третьей сессией Верховного Совета СССР 27 июня 1980 г. «Закон СССР об охране атмосферного воздуха», а также ряд других законодательных актов.
ВЗ определяет условия и требования по использованию и охране воздушного пространства как одного из важнейших элементов окружающей природной среды, который постоянно используется для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства.
Правовые нормы ВЗ предусматривают, что качество атмосферного воздуха определяется в соответствии с нормами предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в единице объема воздуха. Данные нормы установлены в соответствии с гигиеническими требованиями в отношении примерно 150 видов веществ и утверждены Министерством здравоохранения СССР.
На основе ПДК для каждого источника загрязнения государственными органами по контролю природной среды устанавливаются значения предельно-допустимого выброса (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух в единицу времени. Источником загрязнения считается в зависимости от обстоятельств каждая труба, через которую происходит выброс в атмосферу газов, пыли, паров и т. п., либо каждое предприятие, средство транспорта или другой хозяйственный объект. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу допускается только на основании разрешений уполномоченных государственных органов по регулированию использования и охране атмосферного воздуха.
ВЗ предусматривает также охрану атмосферного воздуха от вредных физических и иных воздействий (шума, электромагнитных излучений и т. п.), ограничивает воздействие людей на погоду и климат целесообразными пределами, регулирует отношения по наблюдениям за состоянием и изменениями состояния атмосферного воздуха и по контролю за выполнением ВЗ. Если в результате неблагоприятного сочетания метеорологических факторов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и других воздействий на атмосферный воздух возникает резкое изменение состояния атмосферы, угрожающее здоровью и жизни населения, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов по
282
получении извещения об этом общегосударственной службы наблюдений дают указания о переводе на специальный режим работы или временно приостанавливают работу предприятий, учреждений, организаций и транспортных средств с целью снижения интенсивности выбросов и устранения других вредных воз-действий на атмосферу, осуществляют временную эвакуацию населения и принимают другие необходимые меры.
От ВЗ следует отличать воздушно-транспортное законодательство, регулирующее хозяйственные отношения по перевозкам пассажиров и грузов воздушным путем. Его нормы содержатся в Воздушном кодексе СССР (1961 г.).
Возмещение вреда (ущерба), причиненного нарушением законодательства об охране природы,— один из видов юридической ответственности, заключающийся в возложении на причинителя вреда (предприятие, учреждение, организацию или гражданина) обязанности компенсировать потерпевшей стороне возникшие в результате правонарушения отрицательные последствия имущественного характера. Эти отрицательные последствия могут быть возмещены в натуральной форме (реальное возмещение вреда) или в деньгах (возмещение убытков).
Данный вид юридической ответственности называют также гражданско-правовой ответственностью, поскольку наиболее общее правило о возмещении имущественного вреда содержится в ст. 80 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в республиканских гражданских кодексах. В них указано, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также организации, подлежит возмещению в полном объеме лицом,
его причинившим.
Возмещение вреда в области охраны окружающей природной среды характеризуется множеством особенностей, вытекающих из того факта, что основные природные богатства (земля, ее недра, воды, леса) состоят в исключительной собственности государства, не имеют стоимости и денежной оценки. Из этого следует, в частности, что потерпевшей стороной часто выступает государство в лице компетентных органов охраны природы либо пользователи природных богатств и что в состав убытков не входит стоимость утраченных или испорченных природных объектов. Обычно содержание убытков складывается из одного или нескольких компонентов: стоимости неполученной в результате правонарушения продукции добывающего промысла или иного использования природы в народном хозяйстве; стоимости затрат, необходимых для восстановления благоприятного состояния (рекультивации) природной среды, нарушенного в результате противоправных действий причинителя вреда; стоимости ранее (до причинения вреда) произведенных затрат на улучшение (мелиорацию) природной среды, которые из-за правонарушения не окупались, не дали полезного
эффекта.
Размер убытков в каждом конкретном случае определяется расчетным путем (калькуляцией) либо на основе специально утвержденных такс ущерба.
Метод расчета убытков на основе такс ущерба, которые иногда ошибочна отождествляются со штрафом, применяется в случаях самовольных порубок или повреждений леса либо при иных лесонарушениях, совершенных предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, а также при нарушении правил охоты, рыболовства, охраны животного мира.
В РСФСР действует целая система такс для определения размера возмеще-
283
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.