Использование и охрана воздушно­го пространства как одного из важнейших элементов окружающей природной среды

Страницы работы

Содержание работы

ного воздуха. Новая формирующаяся отрасль советского законодательства, ко торая включает совокупность правовых норм, направленных на регулирована отношений по использованию и охране атмосферного воздуха. Задачами В • является регулирование общественных отношений в целях предотвращенн-и и снижения загрязнения атмосферы, иных вредных химических, физически^ и биологических воздействий, вызывающих неблагоприятные состояния атмо сферного воздуха, а также охрана прав социалистических организаций и граж дан, укрепление законности в области охраны атмосферного воздуха.

Основными актами, содержащими правовые нормы ВЗ, являются: Констп туция СССР и конституции союзных и автономных республик; Закон Союз,ч ССР об охране атмосферного воздуха, принятый Верховным Советом СССР. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранешп: (от 19 декабря 1969 г.); постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использовании природных ресурсов» (от 29 декабря 1972 г.), «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов) (от 1 декабря 1978 г.) и постановление Совета Министров СССР «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигие­нических условий населенных мест» (от 29 мая 1949 г.); законы об охране при­роды союзных и автономных республик, принятый третьей сессией Верховного Совета СССР 27 июня 1980 г. «Закон СССР об охране атмосферного воздуха», а также ряд других законодательных актов.

ВЗ определяет условия и требования по использованию и охране воздушно­го пространства как одного из важнейших элементов окружающей природной среды, который постоянно используется для удовлетворения потребностей насе­ления и народного хозяйства.

Правовые нормы ВЗ предусматривают, что качество атмосферного воздуха определяется в соответствии с нормами предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в единице объема воздуха. Данные нормы уста­новлены в соответствии с гигиеническими требованиями в отношении примерно 150 видов веществ и утверждены Министерством здравоохранения СССР.

На основе ПДК для каждого источника загрязнения государственными органами по контролю природной среды устанавливаются значения предельно-допустимого выброса (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух в единицу времени. Источником загрязнения считается в зависимости от об­стоятельств каждая труба, через которую происходит выброс в атмосферу газов, пыли, паров и т. п., либо каждое предприятие, средство транспорта или другой хозяйственный объект. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу допускается только на основании разрешений уполномоченных государствен­ных органов по регулированию использования и охране атмосферного воздуха.

ВЗ предусматривает также охрану атмосферного воздуха от вредных физи­ческих и иных воздействий (шума, электромагнитных излучений и т. п.), огра­ничивает воздействие людей на погоду и климат целесообразными пределами, регулирует отношения по наблюдениям за состоянием и изменениями состояния атмосферного воздуха и по контролю за выполнением ВЗ. Если в результате неблагоприятного сочетания метеорологических факторов, выбросов загрязняю­щих веществ в атмосферу и других воздействий на атмосферный воздух воз­никает резкое изменение состояния атмосферы, угрожающее здоровью и жизни населения, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов по

282


получении извещения об этом общегосударственной службы наблюдений дают указания о переводе на специальный режим работы или временно приостанав­ливают работу предприятий, учреждений, организаций и транспортных средств с целью снижения интенсивности выбросов и устранения других вредных воз-действий на атмосферу, осуществляют временную эвакуацию населения и при­нимают другие необходимые меры.

От ВЗ следует отличать воздушно-транспортное законодательство, регули­рующее хозяйственные отношения по перевозкам пассажиров и грузов воздуш­ным путем. Его нормы содержатся в Воздушном кодексе СССР (1961 г.).

Возмещение вреда (ущерба), причиненного нарушением законодательства об охране природы,— один из видов юридической ответственности, заключаю­щийся в возложении на причинителя вреда (предприятие, учреждение, органи­зацию или гражданина) обязанности компенсировать потерпевшей стороне воз­никшие в результате правонарушения отрицательные последствия имуществен­ного характера. Эти отрицательные последствия могут быть возмещены в нату­ральной форме (реальное возмещение вреда) или в деньгах (возмещение убыт­ков).

Данный вид юридической ответственности называют также гражданско-правовой ответственностью, поскольку наиболее общее правило о возмещении имущественного вреда содержится в ст. 80 Основ гражданского законодатель­ства Союза ССР и союзных республик и в республиканских гражданских кодексах. В них указано, что вред, причиненный личности или имуществу граж­данина, а также организации, подлежит возмещению в полном объеме лицом,

его причинившим.

Возмещение вреда в области охраны окружающей природной среды харак­теризуется множеством особенностей, вытекающих из того факта, что основные природные богатства (земля, ее недра, воды, леса) состоят в исключительной собственности государства, не имеют стоимости и денежной оценки. Из этого следует, в частности, что потерпевшей стороной часто выступает государство в лице компетентных органов охраны природы либо пользователи природных богатств и что в состав убытков не входит стоимость утраченных или испорчен­ных природных объектов. Обычно содержание убытков складывается из одного или нескольких компонентов: стоимости неполученной в результате правонару­шения продукции добывающего промысла или иного использования природы в народном хозяйстве; стоимости затрат, необходимых для восстановления благоприятного состояния (рекультивации) природной среды, нарушенного в результате противоправных действий причинителя вреда; стоимости ранее (до причинения вреда) произведенных затрат на улучшение (мелиорацию) природ­ной среды, которые из-за правонарушения не окупались, не дали полезного

эффекта.

Размер убытков в каждом конкретном случае определяется расчетным путем (калькуляцией) либо на основе специально утвержденных такс ущерба.

Метод расчета убытков на основе такс ущерба, которые иногда ошибочна отождествляются со штрафом, применяется в случаях самовольных порубок или повреждений леса либо при иных лесонарушениях, совершенных предприятия­ми, учреждениями, организациями или гражданами, а также при нарушении правил охоты, рыболовства, охраны животного мира.

В РСФСР действует целая система такс для определения размера возмеще-

283

Похожие материалы

Информация о работе