Международная торговля
1 Теории международной торговли
2 Формы и виды международной торговли
3 Последствия участия страны в международной торговле
4 Тенденции развития мировой торговли
Международная торговля существует как первая форма отношений в мировом хозяйстве. Объяснить существование международной торговли пытались еще меркантилисты. Они выводили ее из различия стран в географическом положении, запасах полезных ископаемых, площадях плодородных земель, климате, уровне квалификации рабочей силы.
Классическая теория разработала идею международного разделения труда, основанного на абсолютном преимуществе страны в производстве товаров. А.Смит считал, что нет различия в международном и внутринациональном разделении труда. Те же выгоды получают отдельные страны, что и отдельные фирмы, участвующие в разделении труда. Теория А.Смита базируется на следующих предпосылках:
- в производстве участвует единственный фактор производства – труд;
- в экономике существует полная занятость;
- в международной торговле участвует две страны, которые торгуют друг с другом двумя товарами;
- издержки производства постоянны;
- цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого товара;
- транспортные издержки равны нулю;
- внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации.
Отталкиваясь от этих предпосылок, предположим, что в России производство нефти требует 100 дней работы на 1 тонну, а мяса 10 дней. В Республике Беларусь 120 и 5 – соответственно.
В этих условиях Беларусь будет специализироваться на производстве мяса, так затраты труда меньше, чем в России, а Россия – нефти, так как издержки производства ниже, чем в Беларуси.
Таким образом, страна должна специализироваться на производстве того товара, производство которого обходится дешевле, чем в других странах.
Д.Рикардо выдвинул теорию сравнительных преимуществ. Он показал, что даже в тех случаях, когда страна ни в чем не располагает абсолютными преимуществами, внешняя торговля остается выгодной для страны. Это происходит в результате того, что сохраняются различия в соотношении издержек производства товаров в странах. Страна специализируется в производстве товара, который обладает сравнительно меньшими издержками, и экспортирует его. Продажа по мировым ценам приносит стране выгоду и позволяет более полно удовлетворять потребности экономики.
Предположим, что затраты труда на производство телевизоров в Беларуси – 30 дней, а одежды – 10 дней. В России – 40 и 20 соответственно. По теории А.Смита торговля между странами невозможна, так как затраты труда на оба товара в России выше, чем в Беларуси. Риккардо преложил сопоставить относительные цены в каждой стране. В Беларуси за 1 телевизор можно получить 3 единицы одежды (30:10= 3). В России за 1 телевизор можно получить 2 единицы одежды (40:20=2). Получается, что в условиях, когда транспортные издержки равны нулю, выгодно телевизоры из России везти в Беларусь для продажи, а на вырученные деньги приобретать белорусскую одежду (можно приобрести не 2, а 3 единицы) и везти ее в Россию. Таким образом, в нашем примере Россия будет специализироваться на производстве телевизоров, а Беларусь – производстве одежды.
Шведский экономист Хекшер Э. в 1919 г. выдвинул, а Олин Б. в 30-е годы развил концепцию факторов производства. В дальнейшем П.Самуэльсон упрочил эту теорию выведя математические условия при которых Хекшера-Олина утверждения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.