Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства и заповедного режима на территориях природно-заповедного фонда, страница 2

            - организацией и деятельностью служб охраны заповедных учреждений, а также за землепользователями и собственниками земельных участков, в ведении которых находятся территории и объекты ПЗФ, без изъятия земельных участков;

            - достоверностью и качеством статотчетности, соблюдением установленных правил ведения учета земель, лесов и госкадастра ПЗФ.

            Государственный контроль за соблюдением режима на территориях и объектах ПЗФ и их охранных зон осуществляется согласно календарного плана поверок, который является составной частью полугодового и квартального плана работ инспекций. Периодичность проверок зависит от экологической ситуации, которая сложилась на конкретных заповедных территориях и объектах. Проверки проводятся согласно заданиям руководства органа Минприроды. В зависимости от круга вопросов, которые изучаются, проверке подразделяются на комплексные, целевые и оперативные (специальные).  

            Комплексные проверки охватывают максимальное количество вопросов, которые относятся к охране, сохранению, воспроизводству и использованию природных ресурсов ПЗФ. К их проведению могут привлекаться специалисты других министерств и ведомств, местные органы власти.

            Целевые проверки отражают отдельные направления природоохранной деятельности, такие как, состояние исполнение мероприятий по охране, состояние исполнения предписаний контролирующих органов и др. Оперативные (специальные) проверки проводятся согласно конкретным заданиям, полученных руководства инспекции или вышестоящего руководства, а также по предложениям общественных организаций, обращениям граждан и заданиям правоохранительных органов.

            Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в два года или ежегодно, оперативные – при возникновении необходимости. В ходе подготовки к проверке заповедных территорий и объектов инспектор должен ознакомиться с: постановлениями и решениями законодательной и исполнительной власти, приказами, решениями и распоряжениями Минприроды по вопросам заповедного дела;

            - документами предыдущих проверок и мер, принятых землевладельцами по устранению выявленных недостатков, перепиской, относящейся заповедной территории или объекту.

2.

            При осуществлении проверки инспектор, прибыв на место, обязан отрекомендоваться руководству, разъяснить цель, задачу и объем проверки. Инспектирование осуществляется в присутствии представителя объекта путем проверки документации и натурного осмотра. При осуществлении документальной проверки устанавливается наличие у администрации заповедной территории соответствующей документации, разработанной, оформленной и утвержденной согласно действующему законодательству. Состав документации определяется согласно ЗУ «О ПЗФ Украины»:

            - Природные заповедники – решения о создании, положения о природном

заповеднике или устав, проект организации территории и охраны природных комплексов, государственный акт на право постоянного пользования землей, кадастровая документация, летопись природы, разрешительная документация на право пользования природными ресурсами, достоверность отчетов и учетных показателей, положение об охранной зоне, планово-картографические материалы.

            - Биосферные заповедники -  решение о создании, положение, проект организации, госакт на землю и т.д.

            - Национальные природные и региональные ландшафтные парки – решение о создании, положение, проект организации, госакт на землю, воспроизводства и рекреационное использования природных ресурсов и т.д.

            Документы детально изучаются, анализируются, устанавливается соответствие их содержанию. В положениях (уставах) определяется задача, научный профиль, особенности природоохранного режима и характер их функционирования. Положение (устав) ПЗФ общегосударственного значения утверждается Минприроды, местного значения – его органами на местах. Задачи и особенности режима парков-памятников природы и заповедных урочищ определяются непосредственно в их первичных учетных документах (кадастровой документации и охранных обязательствах). Решение об установлении охранных зон и положение о них принимаются и утверждаются областными советами, ВР АРК, Киев – Севастополь.