Для достижения высоких температур сгорания топлива, помимо подогрева компонентов горения, применяют обогащение воздуха кислородом. Кислородное дутье осуществляется в шахтных печах черной и цветной металлургии, а нагревательных печах бескислородного нагрева и т.д. Повышение калориметрической температуры сгорания достигается путем уменьшения объема и энтальпии продуктов сгорания (уменьшения азота ).
Основные положения и методика проведения испытаний
Расчет процесса горения при сжигании топлива в смеси с воздухом, обогащенным кислородом, отличается определением количества азота. В этом случае количество азота вычисляется
для газообразного топлива
, м3/м3, (4.1)
для жидкого или твердого топлива
, м3/кг, (4.2)
где Z - содержание кислорода в воздухе, % ;
- коэффициент избытка воздуха;
- соответственно содержание азота в газообразном топливе и рабочей массе жидкого (твердого) топлива, %;
- теоретически необходимое количество воздуха для полного сжигания единицы топлива, м3/м3(м3/кг).
Для сравнения эффективности подогрева воздуха и обогащении воздуха кислородом запишем теоретические тепловые балансы топки (без учета потерь теплоты для обоих вариантов [5].
Для варианта с подогревом воздуха запишем
(4.3)
Для варианта с обогащением воздуха кислородом
(4.4)
где и ;
– средняя изобарная теплоемкость воздуха.
Полагая калориметрические температуры сгорания одинаковыми и равными , вычтем из уравнения (4.3) уравнение (4.4)
. (4.5)
Тогда температура воздуха , до которой необходимо нагреть его, чтобы получить ту же калориметрическую температуру горения, что будет иметь место при сжигании топлива на обогащенном воздухе
. (4.6)
При имеем
. (4.7)
И наоборот, зная температуру горячего воздуха , можно определить степень обогащения воздуха кислородом , соответствующую тому же эффекту повышения температуры горения
. (4.8)
Обогащение воздуха кислородом, как отмечалось, позволяет повысить температуру горения топлива и тем самым интенсифицировать теплообмен в рабочей камере, что увеличивает технологическую производительность установки. Кроме того, в результате обогащения воздуха кислородом уменьшается объем и энтальпия дымовых газов, а следовательно, снижаются потери с уходящими газами и расход топлива.
Если обогащение воздуха кислородом не обусловлено особыми преимуществами технологического процесса, а связано только с повышением температурного уровня рабочей камеры, то его целесообразно применять в тех случаях, когда нагрев воздуха за счет теплоиспользования дымовых газов затрудняется из-за запыленности последних.
Расчет экономической эффективности проводят на основании условия одинакового температурного уровня в рабочей камере огнетехнической установки.
В общем случае для обоснования целесообразности применения обогащения кислородом необходимо технико-экономическое сопоставление вариантов с учетом капитальных затрат на теплообменники для нагрева воздуха и в кислородную установку, электрическую мощность и линии электропередач, соответствующие расходу электроэнергии на производство кислорода. Такие расчеты [5] показывают, что выгоднее применять температурный подогрев воздуха в воздухоподогревателях современного типа, позволяющих нагревать воздух до 700…10000С
Анализ полученных результатов
Показать динамику зависимости энергоэкономической эффективности вариантов подогрева воздуха и его обогащение кислородом в случае необходимости повышения температурного уровня в огнетехнической установке. Объяснить природу влияния обогащения воздуха кислородом на коэффициент использования топлива.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.