3. Планирование эксперимента. В общем случае выделяются следующие цели эксперимента: планирование так называемых экстремальных экспериментов, проводимых с целью определения наибольшего (или наименьшего) параметра оптимизации; планирование эксперимента для количественного анализа внутреннего механизма явления; с целью определения оптимальной функции управления объектом и т.д.
4. Формулировка математической модели явления, для этого производится формализация работы системы, т.е. выделяются главные факторы и исключаются второстепенные. Это позволяет составить математическую модель системы в виде уравнений, графиков, схем и т.п. Формализованную математическую модель называют алгоритмом процесса. Графически алгоритм представляется в виде операторной блок-схемы.
5. Составление компьютерной программы. Для этого в соответствии с математической моделью и ее алгоритмом на одном из языков программирования составляется программа для проигрыша различных вариантов и выбора из них наивыгоднейшего.
6. Проверка математической модели на адекватность. Важным критерием при этом выступает практика: если в процессе имитационного моделирования не получается отрицательного результата, то доверие к модели возрастает. Используется сличение результатов с данными, которые относятся к прошлому функционирования системы, а также критерии проверки статистических гипотез, такие как критерий Фишера, Стьюдента и др.
7. Проведение эксперимента и обработка его результатов. При обработке может применяться статистический анализ с использованием регрессионного, корреляционного, дисперсионного и других видов анализа, теория статистического моделирования и др.
Последовательность выполнения типового расчета.
1. Пользуясь литературой [10, дополнительный список], изучить теорию замкнутых многоканальных систем массового обслуживания.
2. Получить вариант числового задания для расчета автотранспортной системы (пункта разгрузки) как замкнутой многоканальной СМО.
3. Выполнить расчет характеристик эффективности функционирования пункта разгрузки (относительную и абсолютную пропускные способности, вероятности занятости каналов, среднее число автомобилей, находящихся в очереди и в системе, среднее время пребывание автомобилей в очереди и в системе и т.д.), сделать вывод о качестве работы СМО. Критериями можно считать, например, среднее время пребывания автомобиля в очереди и под обслуживанием. Рассчитанные критерии сравниваются с допустимыми значениями (приведены в задании).
4. Использую таблицы (или программные генераторы) случайных чисел, распределенных равномерно в интервале от 0 до 1, построить ряды чисел, распределенных по показательному закону (моделируются интервалы времени между заявками на обслуживание и самого обслуживания). С помощью построенных рядов строятся диаграммы, иллюстрирующие конкретную реализацию случайного процесса – один вариант работы СМО во времени (в течение рабочей смены, начиная с 8-00 до 16-00).
5. На основании сделанных в п.3 выводов формулируются предложения по улучшению работы СМО (в случае высоких значений времени ожидания в очереди или под разгрузкой).
6. Выполняется повторный расчет СМО с новыми параметрами (число каналов обслуживания, интенсивность обслуживания, см. пп.3 и 4), делается сравнительный анализ двух вариантов СМО и заключение по расчеты.
7. Расчет оформляется в виде отдельной пояснительной записки на листах формата А4 и предъявляется преподавателю для проверки и защиты.
1. Симонов А. К. Общий курс транспорта. Уч. пос. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. – 148 с.
2. Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем. – М.: Транспорт, 1998. – 167 с.
3. Троицкая Н. А., Чубуков А. Б. Единая транспортная система. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
1. Безель Б. П., Миротин Л. Б., Сулейменов Т. Б. Имитация на персональных компьютерах работы транспортно-производственных систем. – М.: МАДИ, 1993. – 160 с.
2. Завадский Ю. В. Решение задач автомобильного транспорта методом имитационного моделирования. – М.: Транспорт, 1977. – 72 с.
3. Куликов Ю. И. Автомобильный транспорт в транспортной системе России: уч. пособие. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. – 246 с.
4. Логистика автомобильного транспорта / В. С. Лукинский, В. И. Бережной, Е. В. Бережная и др. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 368 с.
5. Сафронов Э. А. Транспортные системы городов и регионов. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2005. – 272 с.
6. Смехов А. А. Маркетинговые модели транспортного рынка. М.: Транспорт, 1998. – 120 с.
7. Воркут А. И. Грузовые автомобильные перевозки. – Киев: Вища школа, 1986. – 447 с.
8. Гудков В. А., Миротин Л. Б., Вельможин А. В. Пассажирские автомобильные перевозки. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 448 с.
9. Павлова Е. И. Экология транспорта. – М.: Высшая школа, 2006. – 344 с.
10. Лабскер Л. Г., Бабешко Л. О. Теория массового обслуживания в экономической сфере. М., 1998. – 319 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.