Тема 5 Классификация информационных систем и ресурсов
Создание и использование ИР как на государственном уровне, так и в масштабе региона имеет определенную нормативно-правовую базу. В то же время, в масштабах региона работам по созданию и использованию ИР присущи такие недостатки, как разобщенность и несогласованность разработок из-за ведомственного подхода, нехватка финансовых средств, отсутствие достаточно глубоко разработанной нормативно-правовой базы.
ИС поможет решить эту проблему, прежде всего в области информационного обеспечения деятельности руководства региона. Определение наличия, получение, преобразование и использование ИР региона – первый и весьма существенный шаг на пути к началу ее функционирования. На базе интегрированной системы создаются основы единого информационного пространства подразделений ОГВ.
Классификация ИР региона, как региона РФ, приведена на рис. 2.1.
Информационные ресурсы Санкт-Петербурга в общем виде можно классифицировать по следующим основаниям.
1. По формам собственности региональные информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные:
· государственные ИР – ИР, создание, приобретение или накопление которых осуществляется за счет бюджетных средств региона, а также Федеральные и иные ИР, переданные городу в установленном порядке;
· негосударственные ИР – ИР, создаваемые за счет средств юридических и физических лиц, приобретенные или на законных основаниях полученные ими в порядке дарения или наследования.
· федеральные;
· городские;
· совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
· других субъектов Российской Федерации;
· находящиеся в совместном ведении нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональные ИР).
Отношения, возникающие при формировании и использовании государственных ИР регулируются законом "Об информации, информатизации и защите информации".
2. По характеру использования ИР делятся на:
· ИР индивидуального пользования, используемые только в тех организациях, в которых они создаются;
· ИР коллективного пользования, используемые регламентируемым составом пользователей;
· ИР общего пользования, используемые неограниченным числом пользователей.
3. По степени обобщенияинформации выделяются:
· первичные ИР, содержащие информацию, собираемую от источников, осуществляющих непосредственную регистрацию и систематизацию данных о наблюдаемом классе событий и явлений, объектах и субъектах социальных и экономических отношений, нормативно-правовых актах и показателях развития региона;
· агрегированные ИР, содержащие интегральную (обобщенную) информацию, формируемую в результате обобщения или иной обработки первичной информации.
Наличие полного набора первичных данных (показателей) о процессах, протекающих в той или иной отрасли сфер жизнедеятельности региона дает возможность получить агрегированные аналитические данные мониторинга или прогнозные данные, требующиеся органам управления для оперативного контроля ситуации в городе и принятия необходимых управленческих решений.
4. По категориям доступаИР делятся на:
· открытые ИР;
· ИР с ограниченным доступом.
5. По области использованияИР делятся на:
а) ИР направлений развития региона:
· социального направления;
· экономического направления;
· городской среды;
· управления городом.
б) ИР деловых кругов:
· биржевая и финансовая информация;
· информация коммерческих структур;
· статистические данные организаций.
в) ИР населения:
· сведения о наличии свободных рабочих мест;
· информация о системе социальной защите населения;
· информация о рынке недвижимости;
Для функционирования ИС необходимо использовать, прежде всего, ИР, отражающие явления и процессы, протекающие в основных направлениях развития региона. Следовательно, архитектуру ИС, как показано выше, можно подразделить на подсистемы не только по их функциональному предназначению, но и по структуре направлений развития региона и иерархически замыкающихся на эти направления отрасли и сферы жизнедеятельности.
В основу классификации ИР, циркулирующих в рамках ИС, могут быть также положены признаки, характеризующие направления движения, периодичность возникновения (создания) и передачи ИР. Так как региональные ИР в ИС используются не только для выполнения определенных функций ОГВ, но и для мониторинга процессов функционирования и развития региона, то возможна их классификация:
1. По цели использования в ИС (схема использования на рис. 2.3):
· для моделирования процессов и явлений, протекающих в сферах жизнедеятельности;
· в аналитической работе по подготовке предложений руководству по управлению городом;
· как справочный материал, подкрепляющий предложения в управленческие решения.
2. По срокам актуализации:
· ежедневные;
· ежемесячные;
· ежеквартальные;
· полугодовые;
· годовые.
3. По зонам формирования и циркуляции:
· циркулирующие в рамках информационного пространства корпоративной сети Администрации Санкт-Петербурга;
· находящиеся в информационном пространстве региона, но за пределами корпоративной сети;
· создаваемые и циркулирующие вне городского информационного пространства (федеральные, других регионов, стран СНГ и т. д.).
Использование городских ИР в интересах мониторинга состояния и развития сфер жизнедеятельности позволит осуществлять регулярную актуализацию информации в хранилище данных ИС, повысить эффективность моделирования возникающих ситуаций, облегчить аналитическую обработку информационных потоков и в конечном счете обеспечить достоверность информационно-аналитических документов, представляемых руководству региона.
Информационная часть ИС – основа создания единой информационной системы региона, органически вписывающаяся в создаваемое единое информационное пространство региона.
Нерациональность построения существующей системы региональных информационных ресурсов заключается в преобладании ведомственного функционально-ориентированного подхода к их формированию, когда каждое ведомственное подразделение ОГВ для обеспечения решения своих функциональных задач самостоятельно осуществляет создание своих собственных баз данных и локальных вычислительных сетей.
Пример. Всего в Санкт-Петербурге в настоящее время свыше 250 БД и 200 ЛВС. При существующей системе формирования информационных ресурсов уже на этапе сбора данных возникает дублирование информации. Кроме того, несогласованность форматов хранимых в различных системах баз данных, сроков и технологий их обновления, использование различных лингвистических средств приводит к неоднозначности и противоречивости содержащейся в различных БД информации и затрудняет ее совместное использование при решении задач управления городом.
Практически полностью отсутствует нормативно-правовое регулирование порядка владения, распоряжения и использования информационных ресурсов, принадлежащих подразделениям Администрации региона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.