Анализ устойчивости функционирования водоочистных сооружений ст. Хабаровск-1 при возникновении чрезвычайной ситуации, страница 4

1.4  Экологическая экспертиза.

На предприятии хранится  0,8 тонн жидкого хлора, 18 тонн сернокислого алюминия и  10 тонн кальцинированной соды. В процессе эксплуатации может произойти разгерметизация баллона жидкого хлора в помещении склада и полное разрушение баллона на открытой площадке. Это может привести к утечки жидкого хлора по территории предприятия и за его пределы. Особое внимание следует уделить погрузочно-разгрузочным операциям (выгрузка и погрузка в автомашины баллонов, а также их перемещение в складе), хранению баллонов с жидким хлором.

Аварии на открытой площадке:

- Результаты расчета вероятных зон действия поражающих факторов позволили выявить, что наибольшие размеры зон поражения отвечают авариям, связанных с разрушением баллона или отрывом вентиля. При этом поражающие факторы аварии, связанные с дрейфом облака хлора со смертельной концентрацией не выходят за пределы площадки водозабора, тем более, не достигают жилой зоны и сторонних организаций (радиус зоны 94м). При средних метеоусловиях возможных смертельных поражений (50% смертности) нет, глубина зоны пороговых заражений (зона дискомфорта) 102м.

- Утечки газообразного хлора менее опасны. Отрыв вентиля, сообщающего через сифон с газовой фазой, может привести к образованию зоны возможных смертельных поражений с 50% летальной глубиной 50 м при неблагоприятных метеоусловиях или при средних метеоусловиях зона возможных смертельных поражений – 11м.

- При течи жидкого хлора из “свища” в баллоне на открытой площадке глубина зоны возможных смертельных поражений при неблагоприятных метеоусловиях достигает 56м, представляя угрозу только для персонала объекта. При средних метеоусловиях зона возможных смертельных поражений 12м.

Аварии в складе хлора:

- Выброс хлора внутри склада приведет к созданию смертельной концентрации хлора в помещении и часть хлоровоздушной смеси выходит через не плотности наружу. Т.к. за пределы помещения выходит разбавленный воздухом хлор, зоны поражений будут ниже, чем для аналогичных сценариев на открытой площадке.

При полном разрушении баллона внутри склада глубина зоны возможных смертельных поражений при неблагоприятных метеоусловиях не превышает 65м, при средних – зона возможных смертельных поражений не найдена.

Ближайший жилой сектор и строение организации не попадают в зону возможных смертельных поражений.

Зона дискомфорта составит соответственно 171 и 50 м.

- Течь жидкого хлора из “свища” в баллоне в условиях инверсии приведет к распространению хлорного облака на уровне смертельных токсодоз на расстоянии 45м. Зона дискомфорта составит 171м.

В условиях изотермии, концентрация хлора в воздухе, соответствующая смертельной токсодозе, не обнаружена, зона дискомфорта составит 38м.

- При частичной разгерметизации вентиля на линии хлор-газа на складе зоны пороговых и смертельных поражений нет в связи с малой концентрацией газа в воздухе.

Таким образом, только при аварии – разрыве баллона на открытой площадке – зона смертельных поражений выходят за пределы санитарно-защитной зоны объекта, но не достигает жилых массивов и организаций. Но вероятность таких аварий настолько мала, особенно учитывая вероятность совпадения аварии с неблагоприятными метеоусловиями. При этом, реальные предпосылки для этого маловероятны.

В приведенных расчетах принимались наиболее консервативные предположения о развитии аварий. В случае осуществления мероприятий по локализации последствий аварий (стационарная водяная завеса, оперативная ликвидация течей имеющимися табельными средствами и т.д.) последствия от аварий могут быть значительно уменьшены.

2.  ИСЛЕДОВАНИЕ ОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОБЪЕКТА

2.1 Анализ генплана.

Производственная площадка водозабора ст. Хабаровск-1 расположена в Центральном округе г. Хабаровска, вдали от промышленных предприятий.

Жилой застройки вокруг водозабора ст. Хабаровск-1 нет.

Вся территория предприятия ограждена по периметру бетонным забором.

Все автомобильные дороги на предприятии имеют асфальтобетонное покрытие. Дороги на территории предприятия кольцевые.