Рецензия
на дипломную работу студентки ППФ КрасГУ
“Сопровождающий курс математики
(адаптация для школ развивающего обучения)”.
Работа посвящена разработке и апробации адаптационного варианта и методического обеспечения метаматематического учебного курса (условно называемого Сопровождающим курсом математики – СКМ). СКМ рассматривается в качестве одного из дополнительных к уроку развивающего обучения математике образовательных элементов учебно-образовательного пространства (УОП) в школе II ступени.
Работа состоит из введения, 4 глав, заключения и приложений.
Во введении автор формулирует цели и задачи своего исследования, фиксирует метод работы. Помимо этого, автор выстраивает контекст, в котором возникает необходимость и проявляется актуальность поставленных в работе целей. Этот контекст связан с задачей построения предметного образования в школе развивающего обучения, как способа представленности идеальной формы взрослого; а именно, задания полной структуры образовательного пространства, обеспечивающего качественное образование в “подростковой школе” Краевого инновационного комплекса по РО (КИКРО).
Кроме того, для удобства читателя во введении приведён список сокращений.
Первая глава имеет теоретико-реферативный характер. Она включает в себя три параграфа, в которых осуждаются базовые для разрабатываемого курса понятие “задача” и различные способы оформления математических исследований, а так же даётся описание СКМ как необходимого элемента УОП.
Во второй главе основной части даётся описание анализ условий реализации СКМ в КУГ “Универс” (№1) в экспериментальном режиме в 1996–1997 учебном году. Выделенные условия полагаются в качестве критериев сравнения условий апробации СКМ в одной из школ Краевого инновационного комплекса по развивающему обучению (лицея №1). Обсуждаются цели и задачи курса, а так же тематическое содержание курса, основные умения учащихся, изучающих данный курс. Даётся анализ полноты разработанного методического обеспечения курса (фиксируются дефициты), на основании которого формируется “проектное” задание (цель и задачи практической части работы) на внедрение СКМ в лицее №1, учитывающее условия осуществления РО математике в школах КИКРО (неполноты структуры учебно-образовательного пространства).
Безусловно, интересными являются выдвинутые автором гипотезы о недостаточности учебного опыта учащихся и возможности задать значимость исследовательской работы и необходимости её оформления для учащихся подростков. Следует, однако, отметить недостаточную, на наш взгляд, чёткость формулировок гипотез об особенностях внедрения СКМ, и, в следствие этого – отсутствие критериев проверки.
В третьей главе дипломной работы представлено разработанное автором новое методическое обеспечение курса. Основным результатом, на наш взгляд, является список из шести учебных действий, которые выполняет ученик при работе с личными представлениями. Данный список соотнесён с учебными действиями, выделенными В.В.Давыдовым, и определён как подготовительный этап при решении учебных задач. На основании выделенных учебных действий разработана общая методика работы с детскими представлениями об объекте, которая может быть использована для постановки учебных задач (не только на уроках СКМ, но и на уроках математики).
Немаловажным результатом является так же разработанные методическая форма для постановки задачи различения процесса решения и оформления результата учебного исследования, а так же методический приём для построения в рамках урока норм оформления учебно-исследовательской задачи.
Четвертая глава дипломной работы представляет собою анализ результатов апробации внедренческого варианта СКМ, описывается результаты проверки гипотез. В тексте присутствует и описание трудностей, с которыми автор работы столкнулся при апробации своего курса. Последнее, безусловно, говорит о серьезном отношении автора к собственному опыту и является несомненным плюсом учебной (дипломной) работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.