Ширина шестерни должна быть
на 4 мм больше ширины колеса:
мм.
Нормальный модуль зацепления принимаем в пределах:
мм.
Принимаем стандартный модуль зацепления mn = 3 мм.
Стандартное значение модулей
При
определении оптимального угла наклона зуба учитываем, что коэффициент осевого
перекрытия должен соответствовать условию
>
1,1. Принимаем
= 1,6. Угол наклона зуба, который
должен быть в пределах
, определяется по формуле
.
Тогда угол наклона зуба к образующей делительного
цилиндра ![]()
Суммарное число зубьев шестерни и колеса:
.
Принимаем целое число 131.
Число зубьев шестерни
. Необходимо учитывать, что по условию
неподрезания зубьев
. Принимаем
.
Число зубьев колеса
.
Уточняем передаточное
отношение:
.
Фактическое значение
передаточного отношения не должно отличаться от номинального более чем на 2,5 %
при
, и на 4 % при
.
Определяем
процент расхождения:
.
Фактическая
частота вращения ведомого (выходного) вала редуктора
об/мин.
Отклонение действительной частоты вращения ведомого вала от заданной не должно превышать 4 %.
![]()
Величину угла наклона зуба уточняем при помощи формулы
,
,
.
Делительные диаметры шестерни и колеса:
мм;
мм.
Проверка:
мм.
Диаметры окружностей выступов шестерни и колеса:
мм;
мм.
Диаметры окружностей впадин шестерни и колеса определяются по формуле
![]()
где с – радиальный
зазор,
, мм.
мм,
мм,
мм.
4. Проверочный расчет на прочность по контактным напряжениям
Условие прочности зубчатой передачи по контактным напряжениям:
,
где
– коэффициент,
учитывающий повышение прочности косозубых колес по контактным напряжениям (для
прямозубых колес
=1);
– стандартный угол зацепления,
;
– коэффициент расчетной нагрузки.
Коэффициент
, учитывающий повышение прочности косозубых
передач по контактным напряжениям, определяется по формуле
,
где
– коэффициент,
учитывающий неравномерность нагрузки одновременно зацепляющихся пар зубьев.
– коэффициент торцового перекрытия,
определяемый по формуле
.
Коэффициент
зависит от окружной скорости и назначенной
степени точности (квалитета) изготовления передачи. Окружная скорость
определяется по формуле
. Степень точности
назначается при помощи таблицы:
Коэффициент
определяется по
таблице:
Коэффициент расчетной
нагрузки
определяется по формуле
=![]()
,
где
– определенный ранее коэффициент
концентрации напряжений, а
– коэффициент,
учитывающий динамический характер приложения нагрузки. Определяется коэффициент
динамической нагрузки
по графику в зависимости от
окружной скорости и назначенного квалитета точности изготовления передачи.
Окружная
скорость
м/с.
Назначаем 9 степень точности
изготовления передачи. Определяем коэффициент
,
учитывающий неравномерность нагрузки одновременно зацепляющихся пар зубьев и
зависящий от окружной скорости и назначенной степени точности изготовления
(квалитета): По таблице определяем
=1,13.
Коэффициент торцового перекрытия:
.
Коэффициент, учитывающий
повышение прочности косозубых передач по контактным напряжениям:
.
При помощи графика определяем
коэффициент динамической нагрузки
.
Коэффициент расчетной
нагрузки
=![]()
![]()
Определяем напряжение, возникающее в линии контакта зубьев, и сравниваем его с допускаемым:
Па-условие прочности выполняется
Фактическое напряжение в
линии контакта зубьев
не должно превышать допускаемое
более чем на 4% и не должно быть менее допускаемого более чем на 20 %.
![]()
5. Расчет валов и корпуса редуктора. Выбор подшипников
Проектным расчетом определяется минимальный диаметр вала (диаметр выходного конца вала, предназначенного для установки муфты). Диаметры цапф должны быть согласованы с диаметрами внутренних колец
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.